Больше рецензий

16 января 2017 г. 18:44

4K

5 Успела ли Элен Барнс родить от Джен Эйр

Так уж получилось, что открыв впервые эту книгу, я не имел ни малейшего представления о творчестве Джулиана Барнса и вообще, не знал - кто это такой. Слышал, конечно, невольно, что за "Предчувствие конца" автор получил "Букера" (это и повлияло на выбор произведения для чтения), что Барнс пользуется популярностью далеко за пределами родины, видел хвалебные рецензии в его честь, хотя и не читал их. Никогда не стоит чужим мнением портить собственное чистое восприятие. Какая-то первоначальная изолированность, хотя и не застрахована от заблуждений, формирует свои независимые взгляды.

Первое, на что сразу же обращаешь внимание - автор по-настоящему любит время, манипулирует его потоками, вероятностями, с удовольствием прогнозирует события. Главный герой - историк очень органично слился с голосом автора и из самого Барнса вышел бы очень убедительный специалист в этой области. Это свойство автора должно особенно будоражить английский менталитет, чья размеренность и даже чопорность, как всегда мне виделось, связана именно с живой непоседливостью. Это другая ее форма, крайность, если хотите. При всем при этом Барнс не превратился в вялотекущий образ ленивого наблюдателя, который старчески сетует на нынешнее и ссылается на более зеленую траву в прошлом. Его взгляд на поток событий зрелый, неспешный, философский. В этой части высказывания Барнса достойны той самой вечности, что может предложить мировая литература, а оригинальные выражения, крылатые фразы, юмор и общая целостность текста делают "Предчувствие конца" практически идеальным. Текст не размазан на тысячи страниц, при небольшом объеме он очень насыщен, чтение затягивает сразу же, причем относится к довольно неопределенному жанру, что скорее хорошо, ибо придает ощущение разносторонности и энциклопедичности.

"Предчувствие конца" перенасыщено символами. Образ Адриана - молодого человека, грамотно перерезавшего себе вены, судя по всему, не менее близок автору, чем тот, от чьего лица ведется повествование. Адриан - это нечто глубинное сидящее у каждого где-то в подсознании, то, к чему хочешь стремиться. В случае с главным героем - "должен стремиться". Попытка математической интерпретации человеческих отношений радует, к ней в разное время прибегают все, кто грешит на этой ниве неуверенностью. Маргарет (бывшая жена) - некий незыблемый столп, который надежен как английский фунт стерлингов, на который всегда можно опереться. Он теряет в излишней простоте, сам об этом знает. Вероника (бывшая любовь) - то непонятное, что тревожит каждого всю жизнь, что влечет к себе абсолютно безосновательно, через боль, страх и непонимание. Можно быть уверенным, что оно таковым останется навсегда. И неважно - насколько ты стал мудрее, спокойнее, лучше - перед лицом Вероники ты так и останешься тем же мальчишкой. Но есть еще один символ жизнедеятельности - ты сам.

Смысловые аналоги по форме мышления Джулиана Барнса, обнаруженные мною в мировой литературе - Воннегут, Бах, Сент-Экзюпери. В английской литературе смог найти лишь приблизительно схожую "Тринадцатую сказку" Дианы Сеттерфилд, хотя авторский подход абсолютно разный. Но те же поиск истины, обман, самообман и т.д. Все это особенно близко современным лицемерам и сродни английскому лукавству. Судя по всему то, что Барнс в "Предчувствии конца" медленно и смело приподнимает край завесы - раскрывается перед читателем в собственной циничной уродливости, не стесняется и просит прощения лишь у самого себя - сие должно в некоторой степени шокировать, приниматься за особое стремление быть честным и , конечно, все это чрезвычайно занимательно. Сам, увы, не поддался на эти уловки - и дело даже не в фотографиях автора, чей хитрый вид говорит о многом - дело в форме его изложения. Гибкий и всепроникающий взгляд Барнса базируется на фундаментальном умении абсолютно все обосновать. Поэтому практически сразу, по прошествии десятка-другого страниц, начинаешь его подозревать в недомолвках, ждешь от него чего-то большего. Может оно и хорошо, что предполагаемое разочарование человеческими отношениями на фоне подтверждения собственных глумливых рассуждений не дает искомого результата. Иными словами, "Предчувствие конца" - неиссякаемый источник оригинальных взаимоотношений. Именно на этой человеческой неуверенности и покоится все произведение. Далее расчетливому менеджеру, что холодно и бездушно манипулировал всю жизнь человеческими фигурками как шахматными фишками, придется задуматься. Эта проблема более чем актуальна в современном обществе и более чем доходчиво раскрыта Барнсом. Автор достоин уважения хотя бы потому, что без страха перед одиночеством человека, остающегося со смертью один на один, не побоялся выставить все это на всеобщее обозрение. Мысль интересная - что-то типа "страх перед смертью как результат профессиональной деятельности и взаимоотношений".

В части противопоставлений Барнса можно бы было сравнить с Тургеневым, чья дышащая лесами, полями и загородными пикниками органика особенно близка Барнсу и именно поэтому он ее в текстах не использует. Фразы типа "она подцепила вилкой салат из помидоров и рукколы", определенно, даются Барнсу с большим трудом. Догадайтесь, в какой именно части. Не знаю, как правильно сформулировать, но есть в Барнсе какой-то врожденный американизм. Те же Диккенс, Эмили Бронте, Теккерей, Оскар Уайльд - все они опирались на какое-то гармоничное ощущение прекрасного и совсем не потому, что жили в иное время. Барнс же режет правду-матку без обиняков, тут же вваливается в гостиную, не сняв калош, и его вежливая улыбка вовсе не вводит в заблуждение относительно его намерений. Хотя сюжет и построен на загадках. По этому поводу Барнс бы выдал что-нибудь концептуальное типа "со временем утекает красота, хотя и приходит напыщенность", но я так не умею.

В итоге произведение совершенно достойное, "Букер" вполне заслужен, годится для вдумчивого перечитывания на разных жизненных отрезках.

Доброго здравия автору и творческого беспокойства.

Комментарии


Так радостно, что вы встретились, наконец, с Барнсом.
"Предчувствие конца" - это даже не вершина его творчества, не смотря на Букер. Буду ждать новых отзывов о других книгах.


Накачал чего-то на тему смерти. Ваш автор в большей степени, чем мой


Конечно, мой. Но, думаю, что вам "Нечего бояться" будет в тему смерти (и жизни). А вы не были на встрече с Барнсом на нон-фике?


Только в кабаке с познером


а что, по-твоему, вершина? а то недавно вот внезапно "уровни жизни" прочла, но это все-таки нехудожка, а про художку не знаю ничего особо


Я дико необъективна к Барнсу, все-таки один из любимых авторов.
Попробуй "Попугай Флобера" (но только если любишь Флобера), "Англию, Англию" или "Историю мира в 10 1/2 главах".


Спасибо :)
Надо будет прочитать. Я читал две:
-- Нечего бояться
-- История мира в 101/2 главах
Обе классные!


Я, когда прочитал эту книгу, не стал писать отзыв - не сложились слова. Но если бы писал, написал бы что-то подобное. Так что буду считать, что это мой отзыв, просто написанный другим человеком. Или нет? Может быть, у меня шизофрения, и Шишкодремов - это тоже я?


Простатит, подагра, общее разочарование жизнью, тяжкий груз воспоминаний, долги - если все это у тебя есть, то не исключено, что ты и Шишкодремов


да, Истрию мира надо почитать обязательно, особенно последнюю главу ) А ещё - Метроленд и Как это было (одна из лучших книг про отношения между полами).

Об отношениях хотелось бы чего-нибудь позитивного от того, кто в этом разбирается. У Барнса, конечно, будет смешно, но он буробит о людях также, как и я сам


))) да, позитивного там немного, а юмора хватает. Найдёте об отношениях что-то позитивное и близкое к реальности - порекомендуйте мне))
А кстати! "преступление и наказание"! Вполне себе позитивный финал и в отношениях тоже.


Достоевский - великий и неповторимый писатель-психолог. Если похожие и найдутся, то никогда не смогут выбиться в люди так, чтобы мы их могли прочитать. Но в другой интерпретации человеческих взаимоотношений вполне можно подобрать авторов - Сэлинджер, Драйзер, Золя. Вряд ли это ново и интересно. Отношения должны дополняться какой-то барнсовой составляющей. Посмотрите Ямаду "Лето с чужими". или Итало Кальвино


Драйзер? Интересно, не подумала бы о нем. А Вы какой роман имеете в виду?
Пошла качать "Лето с чужими" )


У меня есть теория, что составляющая человеческих отношений - доброжелательность делает людей взаимоинтересными. Но это не подтверждено. Драйзера я высадил на остров детства, чтобы не пинать его грязными взрослыми ногами. "Дженни Герхардт", которую считают лучше трагедии. "Сестру Керри" я любил в детстве


"Сестра Керри" там все примитивно, предельно просто, за едой хорошо читать


Мне так понравилась трилогия желания! А потом "Американская трагедия" и "Гений" отбили к Кайзеру всякий интерес. Надо будет попробовать вернуться.
Доброжелательность... Наверное, но это далеко не все. Можно быть вполне доброжелательным к людям, которые тебя ни капли не интересуют. Хорошо, лицемерно доброжелательным


Да, выразился упрощенно и обобщенно. Возможность сравнивать энергетические импульсы индивидуумов и модулировать сравнениями


))))) Вы меня переоцениваете. Кажется поняла.


Кстати, "Трилогию желания" я читал в детстве и был в восторге. Теперь думаю, что это труд смешения героев. Когда автор пишет не со своей колокольни, а с той, что ему нравится. В итоге его все равно перетягивает на свою. Подобный вывод можно сделать на том основании, что у него абсолютно все герои - полная противоположность Фрэнка из "Трилогии желания". Подобное смешение встречается у Ремарка и Конан-Дойля. У второго - особенно, ибо он без проблем делает главным героем то Ватсона, то Холмса


Интересно! Т. е. один противопоставленный всем остальным - рецепт успеха? Немного Упрощенный рецепт, да?


То есть, "Трилогия желания" завуалированное нетипичное произведение Драйзера. Может быть поэтому оно вам понравилось, а остальной Драйзер - нет. Возможно вам его вообще не стоит читать. В теории, потому что сам я его оценить тоже уже не в состоянии, хотя на темы Клайда Гриффитса всегда дискутирую


Мне нравится, когда я читаю книгу, представлять себя то одним героем, то другим. А во всех книгах Драйзера, кроме "Трилогии желания", зацепиться было не за кого :)


Механизм описания все равно одинаковый. А герои - да, в "Трилогии желания" их больше, потому что Фрэнк - это не сам Теодор Драйзер. Они и художник из "Гения", и Клайд из трагедии


Итало Кальвино... Хм... Об отношениях?
"В таком случае человеку, который пишет, остается только стремиться следовать недостижимому образцу: Маркизу столь дьявольскому, что может называться божественным, тому, кто побуждает мир исследовать сумрачные границы сознания."
Мысль писать книгу по Таро мозговыносительна, но от отношений точно далеко :) Вы какую его книгу имели в виду?


Да, по-видимому аналитик. Книга не имеет особенного значения. Зря его посоветовал.


Не зря. Пишет он прекрасно. Но не про отношения :)


Мне самому Симону Бовуар таким же макаром подсунули. Забраковал в этом отношении, но читаю теперь.
Посмотрите Сола Беллоу "Лови момент". Генрих Белль. Нодар Думбадзе. Джон Пристли. Есть варианты еще проще - Пушкин, Марк Твен и А.К.Толстой