Больше рецензий

15 января 2017 г. 00:57

4K

5 Счастье быть отверженной

Ровно в четыре часа утра с изумлением я спрашиваю у самой себя: «Что это было?!». Конечно же, вопрос нёс более эмоциональный окрас, но я не забываю о приличиях, пусть они и не дотягивают до викторианских. Великое множество мыслей роится сейчас у меня в голове и нет даже намёка на сон. Ах да, все мои планы «восстановить режим» полетели в известном грешном направлении, так и знай, Джон Фаулз! И скольких ещё людей ты лишил и лишишь сна, заставишь распаковать из тайников души их страхи и недомолвки со своей совестью…

О чем же этот роман? Точно не о любви. Да и можно ли сие творение, положа руку на сердце, назвать романом? Лишь отчасти, это больше похоже на кукольное представление. Кукловод выбрал наиболее подходящих персонажей для воплощения в жизнь собственных планов, точнее для передачи своих идей. Наш главный герой - потерявший лоск аристократ, быть может, один из последних представителей своего вида – джентельменов-бездельников. Он обручен с девушкой из сословия нового времени – чьё доброе имя и репутация держится не на уже призрачных титулах, а вполне реальном капитале. И в жизнь нашего героя врывается… любовь? Не думаю, скорее разрушающая сила, которой он не может противостоять – Сара.

Что же есть Сара? Во время чтения я так и не определила, как мне воспринимать данную героиню. Как жертву или интриганку. Как воплощенное стремление женской части общества отомстить всему мужскому роду. Как мифическое создание, Сфинкса, если вам, Джон, так угодно. Или она психически больна или, может, общество было по-настоящему психически нездорово? Другие персонажи были лишь манекенами, устоявшимися и порой карикатурными образами, неживыми и действующими по механизму как часы. И как любые куклы они полностью подчинялись движениям рук кукловода. Но только не Сара.

Смешно, но рассуждая о судьбе главного героя – я неспроста не называю его имени, потому что оно абсолютно неважно – я вспоминаю цитату из прочитанной ранее книги, которая даже отдаленно не может сравниться с произведением искусства Джона Фаузла: «Тот, кто преподносит своё сердце на серебряном блюде, заслуживает того, что получает». Но в этой книге для меня центральное место занимает всё же не трагедия нашего героя. Странно, но ему я ни секунды не сочувствовала. Пожалуй, я сочувствовала лишь невесте главного героя, ставшей жертвой демонов человека, которому она доверила своё всё. Это нежное тепличное создание было лишено собственных демонов, которые могли бы её в трагический момент защитить.

Что же до главного героя… Повторюсь - я не испытывала к нему сочувствия, жалости или участия. Начну с того, что он сам осознавал свою бесполезность для общества, хотя в этом его я также не корю – то есть его социальный статус, который он впитал с молоком матери. Хотя, скорее всего, с молоком кормилицы, но в полной мере образное выражение. Он осознавал свою порочность, потому что его путь в этой сфере начался задолго для встречи с Сарой. Да и что была для него Сара? Любил ли он её на самом деле и был бы счастлив, облачив в кринолин и хорошенько напудрив, познакомив с достопримечательностями Европы, которые его самого уже не восхищают? Сомневаюсь. Остаётся надеяться, что погоня за иллюзорным счастьем не станет одновременно зенитом и закатом его жизни.

Средоточием его дум была даже не Сара сама по себе, а некий символ, вокруг которого соединились и сплелись все его упущенные возможности, утраченные свободы, непройденные пути.

Для меня ключевым были мысли автора. Да, может на заре своего увлечения книгами и викторианскими романами в частности я бы с жадностью читала «роман», развитие сюжета о «несчастной любви», небрежно перелистывая «прямой эфир» с автором. Сейчас же я была больше заинтересована его рассуждениями о Викторианской Англии, а главное – о двойственной человеческой природе.

Что мы видим в девятнадцатом веке? Это было время, когда женщина почиталась святыней – и когда можно было купить тринадцатилетнюю девочку за несколько фунтов, а на часок-другой и за несколько шиллингов.

Как человек уже кое-что знающий о Викторианской Англии, хотя и не на академическом уровне, я нашла в тексте множество нового. И нет, это не сухие факты и статистика. Это великолепный и в чем-то жестокий и обнажающий анализ. Джон Фаулз не стесняясь препарирует сознание людей того времени. За этим было безумно интересно наблюдать. Но, конечно же, книга не до конца о Викторианской Англии – во все времена сменялись лишь декорации. Человеческая природа и её пороки всегда где-то внутри, грозясь в любой момент проснуться – либо отказываясь засыпать и на секунду.

Booquet , спасибо за совет в Книжном Флэшмобе 2017 г! Счастлива, что наконец-то мои пути с этой книгой пересеклись. Этот тяжелый томик стоит того, а уж в финале показалось, что мало! :)

Ветка комментариев


Очень рада, что угодила советом! Большое спасибо за мнение. :)
Есть ещё экранизация. Честно говоря, в общем и целом она мне не нравится (акценты расставлены иначе или просто мое восприятие истории разошлось с видением режиссера, в общем, типичный случай "книга круче"), но Мерил Стрип шикарна! На неё одну стоит посмотреть...... но спустя какое-то время. :)


Ещё раз спасибо за совет! :)) Сто раз спасибо. Чем больше времени проходит, тем пышнее мои мысли об этой книге, постоянно, несколько раз в день к ней возвращаюсь. И да, очень сложно сейчас читать другие книги.

Скачала себе фильм, но пока не решаюсь посмотреть. :) И правда - лучше немного "переболеть".


Да-да, лучше дать впечатлениям от книги осесть и подзабыться :) Я сама всегда жалею, если смотрю фильм "слишком вскоре" после прочтения книги, даже если он хорош. :)


Разрешите вставить свои пять копеек и, во-первых, поблагодарить за эмоциональную рецензию! Я тоже когда прочитала эту книгу, была под сильным впечатлением, хотелось кричать о ней и советовать всем и каждому. Это единственная книга, которую я начала перечитывать сразу же по завершении. И эмоции при втором прочтении были ничуть не слабее.

А фильм стоит посмотреть только из-за игры Стрип. Не представляю, кто еще мог бы так одним взглядом выразить Сару.


О, да! Я посмотрела уже фильм, взгляд ТАКОЙ... Я всё думала, как можно Сару сыграть, такую бездну... Стрип смогла!