Больше рецензий

14 января 2017 г. 13:16

2K

5 И птицы больше не поют...

Хайнрих Бёлль
"Поезд прибывает по расписанию"

«Большинство людей думает, что война состоит из боев и сражений — это не так. Война — это ожидание следующей атаки, следующего обеда, следующего утра…»

Возвращение к творчеству Хайнриха Бёлля спустя довольно-таки продолжительное время можно сравнить с возвращением домой (у меня такое личное чувство, наполненное тоскливой грустью, пока может быть только с ним и Ремарком). Возвращение к такому близкому и родному очагу, который греет своим невидимым постороннему теплом, который не погаснет до тех пор, пока ты будешь жив, пока будет биться сердце, пока будет гореть взгляд, пока будет куда возвращаться... Возвращение потрёпанным, но не сломленным; разочаровавшимся, но не утратившим веру; обретшим новое, но не забывшим старое. Лишь теперь в полной мере ощутившим и осознавшим ту ценность, которую приобрёл несколько лет назад. И какую цену заплатил. Чувство долгожданной и такой радостной встречи опьяняет и кружит голову, а также дарит надежду, что всё прошедшее было не зря. Но этот небольшой отпуск настолько короток, что ближе к концу хочется только одного, а именно продолжения и новых разговоров, новых встреч, новых крепких объятий. Взамен старых. Но неизменно храня их в памяти. Ведь каким хорошим не было бы прошлое и настоящее, всегда нужно идти вперед и стремиться на обломках прошедшего построить ещё лучшее будущее. Жаль только, что не у всех есть/была/будет возможность испытать это волшебное чувство возвращения и новой встречи. Как много их не вернулось. И сколько ещё не вернётся...
Надо помолиться. За всех.

«В теории — жизнь прекрасна…»

Каждая война не оставляет иллюзий человеку по поводу его будущего. А уж тем более такая страшная, какой была та. И пусть далеко не все отправлялись на фронт с чувством, что назад он уже не вернётся живым, но где-то в подсознании эта подлая мыслишка всё равно сидела у многих. Таковы реалии военного времени и солдатского существования. И ничего с этим не сделаешь. Любой отпуск, любой день, любой приём пищи, любой разговор, любая атака на вражеские позиции могли стать последними. Вся повесть пронизана чувством тоски, грусти, усталости, безысходности и фатальной обреченности последнего дня жизни. В голове после первых прочтённых страниц невольно начинает звучать душераздирающая мелодия губной гармоники. Хенрих Бёлль в своей сравнительно небольшой повести представляет нам небольшие зарисовки обыденности, отражённые в разных формах. Во взглядах, во встречах, в воспоминаниях, в ощущениях, в запахах... В прошлом и настоящем. Целые вселенные возникают на страницах повести «Поезд прибывает по расписанию». То перед глазами оживает встреча с незнакомыми тебе, но такими же как и ты, солдатами, то грустное воспоминание о доме. Забытое ружье. Взгляд на спящего фронтового товарища или на девушку в поезде, которую видишь в первый и последний раз. Зелёные глаза, пышные ресницы. Любимое деревце перед домом, которое ты уже никогда не увидишь. Ощущение, что больше не ступишь на перрон родного железнодорожного вокзала и не сходишь в знакомую булочную за свежеиспечённым хлебом, что вырезанная вчера фигурка из дерева станет последней. Вкус последних бутербродов, сделанных с любовью, которая присуща только матерям. Посещение публичного дома и знакомство с такой же усталой молодой девушкой, которая вместе с ним (имеется в виду временные рамки) обучалась игре на милом сердцу музыкальном инструменте. Проведённая с ней ночь.
Надо помолиться. За всех.

«Хуже всего, когда ты один.…»

Что может быть прекраснее, чем ехать на поезде на закате дня, когда на землю опускается вечерняя прохлада? А на восходе? Нет, не то. Что вообще может быть прекраснее путешествия на поезде? Этот многоликий чертяка несёт тебя в неизведанную даль навстречу судьбе, а ты стоишь в тамбуре немного подвыпивший и куришь, ловя мимолетное чувство умиротворения и согласия с самим собой и окружающим миром. Скоро вновь вернутся смятение, растерянность и пустота. А пока... Весь мир принадлежит тебе в час, когда на землю опускаются сумерки. Мимо проносятся разнообразные деревья, леса, поля, реки, мосты, столбы, провода, которым не видно конца. Необозримые равнины тянутся до самой линии горизонта. Проносится жизнь. Часы мерно отстукивают секунды. Тук, тук, тук... Тебя окружают тени. Белобрысый и небритый. Забытые попутчики, с которыми ты здесь же играл в карты. Но сейчас ты стоишь и провожаешь взглядом заходящее за горизонт солнце под равномерный перестук колес. Падающее вниз, но кажущееся совершенно неподвижным. Красота открывшейся твоему взору картины ослепляет и поражает. Ты щуришься. Закрываешь один глаз. Воспоминания с новой силой всплывают из глубин подсознания. Волна за волной предстают события минувших дней. В голове набатом раздаются звуки клавесина. Любимая улыбается тебе, наливает кофе и с благодарностью за этот вечер смотрит в твои глаза, которые полны любви. *жаль, что всё ушло* В соседней комнате слышится детский смех. Тусклый свет свечей наполнил весь дом. Туманные, размытые видения. Мать нежно гладит голову и обнимает, а отец прощается крепким рукопожатием. Печальные глаза, в которых застыла слеза, сковывают железными тисками сердце. Щемящая тоска. После этого неизбежно нахлынут менее приятные мысли и воспоминания. А ты стоишь и ждёшь следующую станцию. Новый город. Ещё один город. Ещё, ещё и ещё. Везде одно и то же чувство. И каждый такой далекий и такой близкий. И в каждый поезд прибывает по расписанию. И это назойливое чувство, что скоро, совсем скоро всё закончится. Скоро... Сколько их уже было и ещё будет? Что они для тебя? Всего лишь точка на карте. Знакомый тебе или нет. Но так ли это важно? В мирное время ответ, наверно, будет отрицательным. Но вот в военное, когда любой населенный пункт может стать последним, всё воспринимается по-другому. Путь-дорога, которая кажется бесконечной и неимоверно зловещей в своём чудовищном предзнаменовании. Стук колёс. Железнодорожные шпалы. Километр за километром. Десятки, сотни километров. Отсутствие какого-либо смысла в происходящем лишь усугубляет ситуацию. А впереди ждут всегда бодрствующие спутники войны: нарастающий шум грохочущей артиллерии, свистящие выстрелы, не исчислимые трупы людей и коней, жутко холодная зимой и удушливая обжигающая летом техника, танки, смертоносный вой самолётов, страх и отвага, слёзы и экскременты, оторванные руки и ноги...
Надо помолиться. За всех.

«Противно находиться всё время в обществе мужчин, мужчины - такие бабы…»

Читатель всё это чувствует (ну или должен чувствовать), когда читает эту повесть. И это прекрасно! Прекрасное чувство вовлечённости в историю, которая своей единичностью показывает тысячи и тысячи похожих. Пусть даже это очень тяжело читать и больно представлять. Через призму взгляда главного героя окружающий его мир предстаёт в воображении читающего во всём своем ярком и красочном многообразии. Настоящее буйство красок! Основательность - это черта, которая присуща немцам в их делах. Уж если за что берутся, то мёртвой хваткой. Основательность, с которой написана эта повесть, заставляет о многом задуматься и понять, что за все те десятилетия, что прошли после победного салюта в Москве в 1945 году, люди совсем не изменились. Вот нисколько. И знаете что!? Не получится прочитать эту небольшую повесть за один присест (не могу говорить за всех, но по моим ощущениям это так). При всём желании. Бёлля так вообще не получается читать. Этот автор из категории "на подумать", а не "проглотить". Во всём его творчестве потрясающе воплощена в жизнь попытка совместить и наглядно показать то, что происходит вокруг героя с тем, что творится у него внутри. Одно идеально дополняет другое, переплетаясь между собой создаёт простую, обыденную, но такую всеобъемлющую картину бытия человека и его жизненного пути на этой грешной земле. И так органично это преподнесено, что читая получаешь мало с чем сравнимое удовольствие. И эта повесть не исключение. Но даже открывая для себя внутренний мир героя, создаётся впечатление, что читатель всё равно мало что знает о герое. Отличительная черта прозы Бёлля. Наверное, так и должно быть, когда в одном человеке находят воплощение многие тысячи. И каждый со своим подавленным душевным состоянием, со своими личными терзаниями и обожёнными от водки глотками. Эта книга определённо заслуживает внимания широкого читателя. Ведь важен не размер, а содержание. А содержание влюбляет в себя полнотой описания жизни и увлекательным незамысловатым сюжетом. Несмотря на маленький объём, она кажется бесконечной. Вроде были прочитаны только пятьдесят электронных страниц, а показалось, что прожил половину жизни. Её невозможно читать без переживания и сопереживания. Я глубоко признателен Бёллю за его творчество, за его миры и его героев. Таких близких, но таких далёких...
Надо помолиться. За всех.

«Не хотел бы я быть на месте женщины. Женщины всегда ждут… ждут… ждут… ждут…»

Как много всего отнимает эта проклятая война! Столько, что как бы я ни пытался это объять своим воображением, всё равно не получается. Мне раньше всегда казалось, что безудержное желание, когда хочется, чтобы восход солнца отражался каждое утро в глазах, неискоренимо. Но после Бёлля остаётся только вечерний закат. Такой красивый, такой восхитительный, но всё же закат. И пустота. День, переходящий в ночь. Тишина. Сверчки. Жизнь, переходящая в смерть. Последнее желание. Отдохнуть... Я не хочу видеть рассвет. Что он принесёт? Новый день, новые мучения, новые жертвы. Избавление. Холодно, Боже, как же холодно...

«... а те люди, люди двадцатого века, будут носить отвратительные одежды, и прославлять войну, и воевать во славу отечества; мерзкое столетие... тысяча девятьсот сорок третий год...»

Рецензия написана под музыку Katharina Schüttler - Mein Kleines Herz, Ernst Busch - Ach, ihr Wege и Rammstein - Ohne dich.

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.
картинка Rudolf

Книга прочитана в рамках 29-го тура игры "Назад в прошлое".

Комментарии


Эх, никак не могу начать знакомство с этим замечательным автором!


Очень жаль. Могу порекомендовать отложить всё и познакомиться-таки с ним. Можно начать и с рассказов. Благо формат позволяет не тратить много времени на чтение. А об авторе можно сложить впечатление. Желаю как можно скорее исправить это недоразумение в читательской карьере. ))


Спасибо! Да, надо просто пинок дать, а им может послужить как раз-таки хорошая рецензия ))


Ну на Бёлля столько хороших рецензий уже написано, что странно, что он до сих пор не читан. ))
Выражаю надежду, что моя рецензия станет последней решающей каплей. ))


да-да, но столько всего в очереди стоит! ))

спасибо, шансы есть!


Прекрасно понимаю. Неискоренимая проблема книголюба. ))
Отрадно слышать!


это точно!


Ваша рецензия - мотиватор)) Я тоже обязательно прочитаю.

Спасибо! Рад стараться. )) И буду безумно доволен, если "совет" попадёт в точку и придётся по душе.


Любимый Генрих))
А вот с Ремарком у меня абсолютно не срастается(


Это да. )) Нежный, но суровый. Милый, но жёсткий. Жизненный...
Жаль. (( А что читала у него?


Дважды читала "Триумфальную арку": первый раз лет в 16-17 и тогда мне книга очень понравилась. Решила перечитать, годы спустя... Эффект оказался полностью противоположным - раздражали персонажи: женские перебежки и метания и полная мужская бесхарактерная тряпичность)

Потом пыталась читать "На Западном фронте без перемен" и "Три товарища" (наиболее известные его вещи) не пошлО) После этого раздружилась я с Ремарком)


"Арка" мне тоже не понравилась. Хотя читал я её один раз. Больше не буду. Знаешь, я вот Ремарка по этой причине и не хочу перечитывать. В то время, когда я его читал, многое совпало для моей любви к его творчеству. Так получилось. Чему я рад. И я нежно храню в сердце и очень ценю то время и те ощущения, чувства и воспоминания, которые подарило мне его творчество. Я решительно не хочу портить всё это или перекрывать их новыми впечатлениями. Это было прекрасно! )) Как-то так. ))
Ну раз так, то тебе явно не по пути с этим автором. ((( А жаль. Мне жаль, так как у меня он один из любимых. Ну ладно. Не сошлись так не сошлись. ))


Да, любовь к автору определяется многими моментами. Я после тоже пожалела, что перечитала( остались бы те эмоции и те впечатления того времени... Но теперь научена и больше такого не повторю)

На то и существует такая прелесть как разница в мнениях и предпочтениях) иначе было бы слишком скучно)))


Противно находиться всё время в обществе мужчин, мужчины - такие бабы.

Это да, особенно, когда работают в женском коллективе.))))


Женщинам виднее. )) Я никогда не работал в женском коллективе. Не приходилось. Возможности не было. Окружение влияет.


Да просто ужасть. В склочности обставят любую.)) Сразу вспоминается преподаватель колледжа, он когда гадил любил и подхихикивать... брррр


Гадкие людишки. Прям таки уж все такие? Думаю, что есть исключения из правил.))

гадил любил и подхихикивать

Ха-ха-ха-ха, моя безудержная фантазия вновь вышла на волю! )) Действительно брррр)))


Ну некоторые получше, но сплетники... это прям вообще.)))
И моя, так и вижу его в очочках, лицо сделалось красным... фу.)))


Мы таки-и-и-и-и-и-ие! ))))))
А еще он плешивый!


Слушай, а это вполне естественно.))) Ева же из ребра Адама произошла (если произошла) так вот, и сплетни значит у нас от вас.))))))
Ой, да!)))))


Ну не знаю, не знаю... То есть получается, что во всём виноваты не бабы (прощу прощения за жаргон), а мужики!? )) А что ещё у вас от нас? ))))
И потные ручонки с маленькими пальчиками... Бегающий взгляд.


Получается так.))) Вам же было скучно в раю.))))))) Боюсь представить.))))
Ты с ним знаком?))) Признавайся.))


Мы за себя не в ответе. На все воля Божья. Так то все претензии к нему. ))
Хуже. Он мне постоянно снится! ))) Яркие такие сны получаются. ))
А вообще типичный маленький человечек из романов Кинга. ))


)))) Он исполнил ваши тайные желания, не подумавши?)))
Ох, прости. Чувствую себя виновной в этом.)))
Не читала, поверю на слово.)


Да, а у меня с автором знакомство как-то не задалось...


"Д*рьмо случается" (с)
Что сказать? Бывает... Жаль, конечно, но ничего не поделаешь. Не твое...


Не мое...