Больше рецензий

13 января 2017 г. 21:56

2K

5 Устами одного из величайших русских философов о прекраснейшем человеческом чувстве

Ничто в жизни не происходит случайно. Так, прочтение не самой интересной и понятной (во всяком случае, мне сегодняшней) книги может открыть читателю великолепного автора. Именно так произошло со мной. Несколько недель назад я читала «Русскую идею» Бердяева и, если начистоту, не была очарована этим произведением. Увы и ах. Однако меня заинтересовал автор, которого Николай Александрович называет самым ярким и, если не ошибаюсь, даже первым, русским философом. Речь идет о Владимире Соловьеве, о котором до знакомства с «Русской идеей» я совершенно ничего не слышала. Работу Соловьева «Смысл любви» Бердяев называет лучшим творением Соловьева, и я, конечно, не могла оставить это утверждение без внимания. Сразу отмечу, что данный труд будет интересен каждому, что интересуется психологической или философской трактовкой любви, а также увлекается такими авторами как Эрих Фромм или Дарио Салас Соммэр.

Первое, что меня поразило, в силу узости кругозора, наверное, это даты написания сего произведения. Работа была создана в конце XIX века, однако то, о чем пишет Соловьев более чем актуально сегодня, причем, для каждого человека. О чем же он ведет речь?

В первую очередь, философ останавливается на развенчивании мифа о том, что ключевая задача любовных отношений между полами – это продолжение рода. По мнению автора, существует некая зависимость между уровнем развития мозга и количеством потомства (достаточно оригинальным мне показалось сравнение потомства у рыбок и млекопитающих). Так, существа с низким уровнем развития мозга отличаются огромным потомством, в свою очередь, те виды, развитие мозга которых находится на несколько ступеней выше, рожают значительно меньше особей в одном помете. Согласиться или опровергнуть эту гипотезу мне, дилетанту в биологии, сложно, но логику в ней проследить все же возможно. Однако, не эта идея в работе Соловьева является самой примечательной.

Философ выдвигает просто потрясающую идею, суть которой заключается в следующем: любовь – это прививка от эгоизма и источник развития индивидуальности. Казалось бы, сегодня мысль не нова, но вы взгляните на это утверждение будучи современником Соловьева и, думаю, вы будете поражены прогрессивностью его мышления. Соловьев достаточно полно раскрывает пагубную для человека сущность эгоизма:

«Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность... Эгоизм никак не есть самосознание и самоутверждение индивидуальности, а напротив - самоотрицание и гибель».

Раз эгоизм и индивидуальность не равны, то что же тогда подразумевает Соловьев под последним понятием? Подлинная индивидуальность – это единение мужского и женского начала при взаимодействии двух формально обособленных личностей. Подобного рода соединение приведет к созданию идеального существа, осознающего свое место в мире и свою миссию в жизни, истинного человека, в котором горит Божья искра. Потрясающая идея, не правда ли?

Очень важно обратить внимание на то, что любовь в понимании Соловьева деятельна.

«Духовно-физический процесс восстановления образа Божия в материальном человечестве никак не может совершиться сам собой, помимо нас... Если неизбежно и невольно присущая любви идеализация показывает нам сквозь эмпирическую видимость далекий идеальный образ любимого предмета, то, конечно, не затем, чтобы мы им только любовались, а затем, чтобы мы силой истинной веры, действующего воображения и реального творчества преобразовали по этому истинному образцу не соответствующую ему действительность, воплотили его в реальном явлении...»


Иными словами, подлинная любовь преобразует человека, совершенствует его душу, что в конечном счете приводит к победе над смертью. Последнее не может обеспечить ни один другой вид любви: ни к детям, ни к Отечеству, ни к друзьям, ни к искусству, ни к науке, ни к чему-либо еще. Только любовь к существу противоположного пола возвышает человека настолько, что он способен стать сильнее смерти, вот о чем пишет Соловьев.

На чем же зиждется подлинная любовь? На бесконечно и беззаветной вере, конечно.

«Дело истинной любви прежде всего основывается на вере... Признавать безусловное значение за данным лицом или верить в него (без чего невозможна истинная любовь) я могу, только утверждая его в Боге, следовательно, веря в самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия...»

Работа Соловьева – один из примеров философских произведений, которые наполняют душу энергией, а жизнь смыслом. Более того, столь возвышенное видение прекраснейшего человеческого чувства невольно заставляет взглянуть на ближнего своего и на самого себя иными глазами.

Комментарии


Тоже начала с чтения Н. Бердяева «Русская идея», и узнала про В. Соловьева. Хотя про его отца я знала до этого момента.


Интересно, как оно, оказывается, бывает: Бердяева знают, а Соловьёва - нет. Ведь Соловьёв считается крупнейшим русским философом, а Бердяев - всего лишь его ученик.


любовь – это прививка от эгоизма и источник развития индивидуальности. Казалось бы, сегодня мысль не нова, но вы взгляните на это утверждение будучи современником Соловьева...

Мысль не нова, но она и не исчерпывает учение о любви у Соловьёва. Он по-христиански переделывает идею Платона о том, что в половой любви выражается желание души вернуться в потусторонний мир, который является её настоящей родиной. У Соловьёва любовь -  это откровение Царства Божия, весточка из загробного мира. Чтобы до конца понять это произведение Соловьёва, желательно читать его вместе с Главой 16 "Смысл любви" из 1-го тома книги князя Трубецкого "Миросозерцание Вл. С. Соловьева".  Там есть, в частности, интересное замечание:

В известной опере Вагнера Зигмунд, в ответ валькирии, зовущей его в Валгал, заявляет, что он не хочет в рай без Зиглинды. ... Учение Соловьева есть философия человека, который не может себе представить рая без своей Зиглинды. В этом и достоинство ее и недостаток. // Трубецкой Е.Н. "Положительное и отрицательное в любовной романтике Соловьева".