Больше рецензий

5 января 2017 г. 18:39

215

3 Главное – кекс. Или всё же любовь?

Мои инструкции таковы: мне поручено рассказать вам о кексе. В нём 428 страниц электронного текста, разрушенный бомбёжкой Лондон, горбун, будто сбежавший из другого жанра, немного любви, немного абсурда и много одинокого человека.

Конечно, не о кексе. Кекс ту не причём. Просто всё с него началось.
А началось в Лондоне времён второй мировой войны. Но город, ночные бомбардировки, убежища, даже смерть – лишь фон, создающий иногда неудобства – нет газа, не на чем поджарить хлеб к завтраку, иногда пользу – труп удобно спрятать. Пожалуй, самым осмысленным эпизодом с бомбёжкой является сцена, где к Артуру Роу приходит горбун. Опа, упал снаряд и кекса больше нет. Ну нет и нет, чай не блокадный Ленинград, так ведь понадобилось этому комплексу ходячему выяснить кексову тайну и кто это его, такого ловкого убийцу, попытался убить, да как они вообще посмели, этакие бездарности.
Пока я читала, мне всё казалось, что из-за угла разрушенного дома, или из соседней комнаты вдруг выскочит разноцветная толпа с криками: «Это розыгрыш, улыбнитесь!» Только толпа не возникала, а возникали кровавые бойни, исчезновения и человек, спокойно воткнувший себе в глотку швейные ножницы. Страшно? Страшно. Но вот только финальная встреча героев-антиподов (по закону жанра они антиподы, ага) происходит в привокзальном мужском туалете с запахом содержимого писсуаров и каким-то глупым, театральным диалогом. Звуки бомбёжки и падающие неподалёку стены выглядят какой-то насмешкой, неудачной попыткой приукрасить сцену, придать ей драматизма. А потом – любовь, как в мелодраме. Великие небеса. Да лучше бы вас кафелем в этом сортире пришибло, Артур Роу.
Из чертогов своей памяти я извлекла, что сам автор относил роман «Ведомство страха» к развлекательным. Так может, всё дело в этом? Весь этот абсурд, притянутая за уши шпионская линия, бомба в чемодане, амнезия, непонятно с чего возникшая любовь. Это развлечение! Жизнь, как режиссёр, предлагает игру «вы в предполагаемых обстоятельствах»: вот гадалка, она расскажет вам про кекс. Вот милая дева, вы в неё влюблены, она в вас тоже, она тронутая слегка, но и вы не образчик здравомыслия, так что сойдёт. Теперь вы шпион. Вы не знаете, что вас ждёт на следующей странице и вон за той дверью, с вас только слова и актёрская игра, но учтите, в ваших руках судьба страны. Всё, дальше сам. А я посмотрю и развлекусь. Не хотите? А вас никто не спрашивает. Это шпионский роман, детка.
Война-не война, убийство-не убийство, человечки не готовы к изменениям в этой жизни. Смерть миллионов статистика, смерть одного – трагедия? Ерунда! То, что во время налёта кто-то погиб – ну, не мы же. Смерть отважной дружинницы – хоккеистки? Закопали и забыли. Хотя слава ей конечно, что уж. А где-то в это время гибнет от голода город, дымят печи Бухенвальда, горят танки и самолёты заходят на таран. И если бы даже в Лондоне об этом знали – им всё равно. Главное – спасти себя и совершить Подвиг, чтоб Она поверила. Ага, и что бы самому в себя поверить. И именно поэтому я автору верю. Как там? «Верую, ибо абсурд?» (это я так «взяла в кавычки» ехехе).
Если взять и пересказать сюжет этого романа ну очень коротко, то получится плохой детектив. Или кассовый американский экшен для не обезображенных интеллектом: одинокий дядька, в общем-то полный лузер, ничего, кроме воспоминаний о совершённом грехе, и не имеющий, случайно, действительно случайно, выигрывает на аукционе кулинарный шедевр. И становится героем шпионской игры, с ядом в чае, амнезией, таинственной больницей и «судьбой Англии». Так что, не верьте пересказам, а то будет, как в том анекдоте: нет, не люблю я этого Карузо, мне Михалыч из цеха вчера напел, полная фигня. Да, и осторожней кушайте кексы. А вдруг.

ДП2017, В аду выспишься