Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 декабря 2016 г. 19:44

129

4.5

С давних пор власть привлекала людей. Одни были готовы на всё, лишь бы засидеться на величественном троне и повелевать грешными заблудшими душами своих подданных, иные вели себя поскромнее – просто желая хоть ненадолго приобщиться к знатной титулованной династии. Так или иначе – человек и власть шли рука об руку ещё со времён сотворения того самого человека. Первая глава книги из небезызвестной серии «Загадки истории» - своего рода развёрнутый анализ этого самого феномена власти, и особенностей самого явления лжеправителей. Надо сказать, автор сама попадает в собственную ловушку: сперва А. Корниенко предупреждает своего читателя: «не каждого лжеправителя можно назвать самозванцем», как и наоборот. Тем не менее, в своей книге, именуемой «Лжеправители» она характеризует героев (ну или тех, за кого они себя выдавали) – которые собственно никогда и не правили. Например – многочисленных самозванок-«племянниц» или «дочерей», выдающих себя за выживших наследников последнего расстрелянного русского императора Николая II; или Каракасала (он же Карасахал, Лоузан Шуна и Минлигул Юлаев) из истории Башкирии времён Анны Иоановны.
Автор выдвигает довольно интересный, как мне кажется, тезис об особенностях феномена самозванства в России.

«Русского человека всегда привлекала идея о «добром царе-батюшке», царе-спасителе… Именно миф, легенда делала образ государя столь притягательным… Исходя из подобного образа вещей, русские историки пришли к немаловажному выводу, что в России бороться с монархией можно было лишь во имя самой монархии».

Значительная часть книги (более 1/3) посвящено истории убийства и сокрытия преступления расстрела последней русской императорской семьи, а также расследование комиссий по этому вопросу уже в наше время. Анна Корниенко подробно анализирует биографию каждой из представительниц этого рода, что нашли свою кончину в подвале дома Ипатьевых в Екатеринбурге вечером 16 июля 1918 года, реальную историю всех русских и европейских самозванок и самозванцев, что якобы выжили в ту роковую ночь и теперь «законно» претендуют на русский престол. Честно говоря, ожидал, что автор в «русской части» своей книги расскажет о Лжедмитриях, впрочем и им место нашлось (скромное упоминание в первой главе).

Героями книги также стали египетский фараон Хоремхеб, французский наследник Людовик XVII, японский самурай Исэ Синкуро, и «Норвежская дева» из истории Шотландии XIII века – лже-Маргарита. Причём перед тем, как рассказать историю своих главных героев автор подробно останавливается на предыстории самого вопроса: будь то особенности японского образа жизни, менталитета французов эпохи Великой революции и имперской реставрации, атмосферы Дворцовых переворотов в России и загадочном Египте эпохи Верхнего и Нижнего царства. Причём, на мой взгляд, автор уходит слишком далеко, из-за чего основной вопрос явно нивелируется и остаётся за рамками основного поля. Непонятно зачем, рассматривать основные события из истории Японии начиная с VIII века: многочисленные фамилии, битвы, кто-кого сменил, когда сам герой жил в XV веке, и как выясняется – с предыдущими событиями никак не связан! Только для того, чтобы расширить кругозор читателя? А может быть «заполнить» свободное место?, ведь сама история Исэ Синкуро занимает в книге всего 8 страниц из главы, занимающей все 42 страницы! Такая же ситуация и с башкирским Каракасалом – 18 страниц из 32 – предыстория вопроса, древнеегипетским Хоремхебом (18 страниц из 36). Норвежской деве и вовсе посвящено всего 12 страниц, тогда как предшествующие 22 страницы из этого раздела лишь «предваряют» основную тему.

Поэтому книга будет интересна в первую очередь не только в вопросе истории того или иного лжеправителя или самозванца, но и в самом феномене в целом. Обстоятельный анализ эпохи, причин, толкнувших на появление лже-монарха, почему это стало возможно и к каким последствиям приводит.

Прочитано в рамках Нон-фикшн 2016, 36 тур и Спаси книгу - напиши рецензию, 53 тур.

Комментарии


Каркасала (Лоузан Шуна) из истории Башкирии


Что Вы имели в виду?
Я родился, закончил школу в Башкирии. Мои предки из Смоленской губернии во времена Столыпинских реформ перебрались в эти великолепные края.
Сейчас в гораздо в большей степени в школах изучают историю Башкирии, но и в мои школьные годы (1973-1983) мы учили историю края.
Однако никогда не слышал о этом персонаже.
Как говорят сейчас в русском народе: "погуглил-погуглил"))).. но применительно к Башкирии ничего о нем не нашел.


Вот как говорит о нём сам автор:

Человек, о котором пойдёт речь, в своё время был неразрешимой загадкой, да и остался ею по сей день. Действовавший во время правления в России царицы Анны Иоановны бесстрашный и непобедимый предводитель башкирского восстания 1735-1741 годов по праву может считаться одной из самых таинственных и замечательных личностей в истории Евразии колониального периода. Никто толком не знает даже, как его звали в действительности: Каракасал, Карасакал, Шуно (Лоузан Шуно), а может быть ещё как-нибудь? Но каким бы ни было его настоящее имя, он умудрился проявить себя настолько ярко, что целый народ стал слагать о нём песни и сказания, как о национальном герое.


Саму главу из книги под названием «Каракасал. Безымянный «наследник» ханского престола» можно прочитать здесь. Или здесь - там кстати, и вся книга.


Вообще, находясь под огромным впечатлением от Бегство из рая , не мог не вспомнить это:

Перед тем как Толстой уволился из университета, его постигло административное наказание – карцер за прогулы лекций по истории. С этого момента Толстой начинает третировать историю как науку, считая ее собранием нелепых анекдотов о безнравственных людях, которых зачем-то признают великими деятелями и даже святыми. Сидя в карцере со студентом Назарьевым, он вслух издевается над исторической наукой:
– История – это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен.

Вряд ли можно судить Толстого за его пренебрежение к истории – ведь это его личное отношение, да и время тогда было соответствующее. А «кризис истории» - давно отпетая песня :-(. И сегодня о нём уже не говорят, разве только те самые шарлатаны, что пытаются её исковеркать, пытаясь «найти» очередную «сенсацию» (вроде «Было ли татаро-монгольское иго на Руси?» и прочих лже-учёных). У историков есть свои инструментарии и методы, строго следуя которым – можно и нужно развивать науку. Впрочем, это уже совсем другая тема :-)).