Больше рецензий

18 декабря 2016 г. 19:35

4K

2 Жизнь - спектакль, и все мы в нём - безвольные потребители.

Автор этого мозговыносящего произведения - французский философ, писатель и основатель Ситуационистского движения Ги Дебор. Он принимал участие во французской революции 1968-го года, которая впоследствии получила звание “сексуальной”, и “Общество спектакля” является основной работой революционера.

В “Обществе спектакля” Дебор поднимает огромное количество тем, но все они крутятся вокруг одного понятия - революция. Автор говорит, что в мире не осталось дискурса с независимыми точками зрения, нет оригиналов - одни копии. В обществе потребления не важно, кем ты являешься, но важно, что ты имеешь. Вещи стали нашим божеством. Современное общество Дебор откровенно ненавидит. Он считает его безвольным, бесхарактерным и бездарным. Создалось впечатление, что он не как философ рассматривает проблему глобального общества спектакля, а как обиженный одноклассниками подросток.

“Конкретная жизнь каждого человека деградировала, превратившись в спекулятивную вселенную”.

Принцип товарного фетишизма Дебор раскрывает в отдельной главе и именно там присутствует разумная мысль: потребление - это выживание, и выживание постоянно дорожает. Но...чувствуется нечто банальное в этом высказывании, не так ли? А ведь Дебор ярый борец с банальностью. Вообще, неоднократно на страницах этой книги сам философ себе же противоречит. Видимо, никто ему тогда не сказал, что текст должен быть логичным.

“В тот момент, когда массы начинают стремиться к необычности, отклонению от нормы, само отклонение становится нормой”.

Почти половина книги состоит из пересказывания идей Маркса, Бакунина, Ленина и Сталина, при этом автор лишь изредка их комментирует: критикует или дополняет. Дебор очень много говорит о российском послереволюционном обществе и, разумеется, рассказывает, как сделал бы он, если бы умел. Вообще, вся книга только на этом и построена.

Сейчас будет звучать высокопарно, но на своём веку я прочитала чуть ли не все фундаментальные труды теоретиков революции и “Общество спектакля” - оказалось худшим.

Книга сравнительно небольшая, но содержит в себе сразу такой огромный поток мыслей, что читать её невероятно трудно. В некоторой степени восприятие зависит от подготовленности читателя к самой теме произведения, но, имея отличные знания в теории революций и разбираясь во всей терминологии, в процессе чтения мой мозг начал дымиться, а глаза пытались вытечь. Дебор пишет как настоящий философ - непонятно, нагромождённо и грузно. Читать это без вреда для психики можно только по одной главе в сутки. Создалось впечатление, что автор таким образом написал эту книгу в надежде, что её никто и никогда не дочитает.

“За последнее время расплодилось столько идей по спасению мира, будто эти идеи могут спасти его сами по себе”.

Комментарии


Революция была-таки в 1968-м)


опечатка)
спасибо, я не заметила.

Не помню, где такое прочитал, но Ги Дебор издавал свою книгу (возможно именно эту), в очень шершавой обложке. В том случае, если её поставят к другим книгам, она ранит другие. Судя по всему, это самая оригинальная затея Ги Дебора :D


Впервые такое слышу, но это действительно оригинально. По философски оригинально))

Дебор вам показался сложным? Боже мой... Интересно что же произойдёт с вами от чтения трудов Гегеля, Канта, Аристотеля...


Дебор пишет как натсоящий философ - непонятно, нагромождённо и грузно
Скорее, наоборот, он пишет, как религиозный исступленец, повторяя одни и те же мантры разными словами. Поражаюсь, насколько мало реальной мысли у французских "философов" постмодернистского толка, но Дебор это прям рекордсмен в отталкивании читателя. Если Бодрийяра можно читать как поток мыслей и сжиться с ним, будто это ты проживаешь всё это теоретизирование, то Дебор, конечно, вообще не ясно, зачем написал столько тезисов, если всё можно свести к дюжине.

Кстати, в предисловии к итальянскому изданию 1979г Дебор досадует на то, что его книга вообщи почти не понята