Больше рецензий

10 декабря 2016 г. 17:23

67

5 Даже зная финал, сложно быть к нему готовой

Ханна Кент проделала колоссальную работу для написания романа "Вкус дыма", а стимулом послужило желание рассказать об услышанной ещё в юности истории о женщине по имени Агнес Магнусдоттир. Агнес была последней в Исландии женщиной, приговорённой к смертной казни и соответственно казнённой за соучастие в убийстве.

Прежде всего, хочется отметить, насколько красивым языком написан роман. Затем - насколько "Вкус дыма" трогательно-печален. Читателя сразу ставят перед фактом: Агнес не "обречена", но "приговорена" к смертной казни, поэтому финал заранее известен, и всё же к нему нельзя быть готовым в полной мере, потому что эта женщина с первых строк вызывает сочувствие и жалость, и при чтении преследует ощущение некой несправедливости по отношению к ней, тем более что приговор не всегда может быть верным и он точно не характеризует человека, не показывает его настоящего.

О чём же эта книга, если читатель с первых срок знает, чем всё закончится? Ханна Кент имела своей целью показать Агнес Магнусдоттир не как убийцу, а как человека; рассказать о жизни этой женщины до суда, её семье, работе, любви; признаться в любви Исландии, описывая быт жителей хуторов; попытаться продемонстрировать изменения по отношению к приговорённой женщине - от ненависти и страха до сострадания и любви. Важную роль в романе играет милосердие: не только по отношению к Агнес семьи, в которой женщина жила, ожидая казни, но и проповедника, должного подготовить Агнес к казни, смирению с участью, раскаянию, однако он оказался милосердным, дав возможность женщине выговориться, позволить рассказать о её жизни и об убийстве, и даже самой Агнес, потому что для меня в момент преступления она именно милосердна, избавляя человека, которого любит, от мучительной медленной смерти.

Роман мне очень понравился, несмотря на его драматизм. Он интересен изящной красотой языка, не соотносящегося с описываемой трагедией, но заставляющего читать дальше и дальше; практически обнажённой откровенностью и честностью, не дающими возможности остаться равнодушным; особенным авторским взглядом, отражающим неоднозначность отношения к человеку, совершившему преступление; кажущейся несопоставимостью вины и неизбежного наказания; фатальной невозможностью что-либо изменить.