Больше рецензий

Selena_451

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2016 г. 20:34

2K

4

Когда говорят о рассказах Шукшина, то обычно сразу вспоминают «чудика». «Чудик» - это не только герой одноименного рассказа, но и тип героя. Чудики – немного наивные, отчасти похожие на детей, открытые к миру люди. Они совершают поступки с теми самыми намерениями, которые обычно ведут в ад, чем вызывают недовольство окружающих, возмущающихся их непрактичностью. Например, раскрашивают от руки детскую коляску или покупают жене дорогие сапожки, не зная размера.
Лично мне нравится Шукшин тем, что у него нет такой резкой границы между городом и деревней, что город – это ад, где люди безразличны друг к другу, где нет места ни единому проблеску доброты. Вспомним «Людочку» Астафьева. Для Шукшина же важнее не место жительства героя, а его характер. Так героиня из рассказа «Девушка, старик и солнце» единственная, кому небезразличен старик. Даже родному сыну на него наплевать. Или старик, живущий в деревне, способен почувствовать одиночество ученого из города, понять, что есть вещи, которые объединяют всех (Космос, нервная система и шмат сала). Также Шукшин преодолевает этот разрыв тем, что часто в его рассказах дети живут в городе, а родители в деревне.
Довольно часто герои Шукшина находятся на распутье. Они теряют в жизни ориентиры и не понимают счастливы ли они. Например, показателен в этом смысле рассказ «Два письма». Вечером герой пишет другу письмо, где вспоминает детство, жалуется на жену и детей, решает съездить в родную деревню. Наутро же он пишет другое письмо, где описывает, как прекрасна его жизнь и предлагает этому другу съездить на курорт. Перечитав оба письма, сам герой не понимает, какое из них истинно, а какое ложно. Как же на самом деле идут его дела? Или, рассказ «Как зайка летал на воздушных шариках», где герой в минуту печали, когда тяжело больна его дочь, жалуется брату на жизнь. Потом же он даже не вспоминает об этом разговоре.
Трогательно изображает Шукшин матерей. Мать всегда будет защищать свое дитя, она готова умолять, унижаться, лишь бы спасти ребенка, даже если этот ребенок великовозрастный балбес. Она до конца будет верить, что нужно поговорить с вышестоящим, объяснить, что Витенька – хороший мальчик и тогда все наладится. В этой вере ее сила и красота.
Рассказы Шушина цепляют с первой фразы, часто в их основе какая-либо комическая ситуация, а еще они на удивление кинематографичны. Вместе с тем Шукшин умеет говорить о важном – о семье, о судьбе, о смысле жизни.