Больше рецензий

30 ноября 2016 г. 18:05

1K

5 Мошенник с Багамских островов

В 1968 году он написал "Золушку" и сам стал принцем. Позже сочинил "Яблони в цвету" - и обратился наливным яблочком в поэзии. А еще позже написал "Игру в Распутина" - и сам перевоплотился в этого гениального сумасбродного прорицателя. "Посидим, поокаем", "Вероника", "Вернисаж", "Маэстро", "Яблони в цвету"... Убежден, что в России невозможно найти ни одного человека, который хотя бы раз не слышал какого-то одного из этих вечнозеленых шлягеров. Они поражают не только исполнительским мастерством, но и мелодическо-поэтическим совершенством. Самый аристократичный, высоко даровитый, один из самых плодовитых поэтов песни - Илья Резник. Он написал сотни песен, лирических и иронических стихотворений, сонетов, тонких версификаций, частушек, эпиграмм, несколько пьес, сценариев. В призме его строф - простые истины: отношение к Родине, к зависти и лести, к любви и ревности, к врагам и друзьям. "В мире всё повторится - и дождь, и ветер, и листопад... В мире всё повторится, всё повторится, но не для нас". Перечитайте Кантемира, Шекспира, Пушкина, Тредиаковского, Низами, Хайяма - там всё о том же!

Будущий поэт родился 4 апреля 1938 года в Ленинграде. После школы поступал в медицинский, недобрал одного балла и пошел работать лаборантом на кафедру микробиологии. Потом три года подряд безуспешно пытался пробиться в театральный, в перерывах между выступлениями в свободное время пел в хоре, работал электриком, позднее - рабочим сцены и героем в ансамбле старинных водевилей. Днем играл пылкого любовника, а вечером грузил ящики с реквизитом ансамбля. С удовольствием участвовал в многочисленных массовках на Ленфильме, а в 1958 году ему посчастливилось даже сняться в малюсеньком эпизоде ныне эпохального фильма "Загадка НФИ" - гениальном историко-литературоведческом исследовании Ираклия Андроникова. Много позже нашлась для нашего героя и настоящая роль в одном из самых любимых советских фильмов "Приключения принца Флоризеля" Резник сыграл мошенника с Багамских островов. К счастью, скоро пал и театральный бастион. Окончив актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, в 1965 году Илья был принят в труппу Театра имени Комиссаржевской, где прослужил семь лет. Для молодого актера это была еще и школа литературного мастерства. Играл Деда Мороза в новогодних сказках, сочинял имитации для талантливого пародиста Виктора Чистякова, трагически погибшего в 72 году в авиакатастрофе, сочинял повесть "Тяпа не хочет быть клоуном" и т.д.

Кстати, первую песню "Давай поговорим" Илья написал для тогдашнего студента театрального училища Миши Боярского, назвал ее "Давай поговорим".

"Гляди, - говорю, - луна, говорю, -
И звездочки, словно крошки".
Она говорит: "То лампа горит,
И вьются над ней мошки!"

Позже этот шлягер, правда, уже с музыкой Эдуарда Ханка, прочно вошел в репертуар Андрея Миронова. Пели его и тогдашние корифеи эстрады Юрий Богатиков и Эдуард Хиль. Резник научился в театре искусству перевоплощения и позже, когда сочинял песни для разных исполнителей, он писал как бы от их лица, примеривая на себя их шкуру, внутреннее состояние, их переживания. А без этого ему не найти было бы, наверно, нужную интонацию и не избежать было фальши. Театр научил общению с залом, состоянию публичного одиночества. Он написал около 20 песен для Сергея Захарова - солиста Ленинградского мьюзик-холла. В 75 году самый любимый шлягер всех женщин Советского Союза "Яблони в цвету" Евгения Мартынова завоевал Золотую Братиславскую лиру. И в том же самом году второй шлягер Резника "Я тебе весь мир подарю" в исполнении Яака Йоалы стал лауреатом престижного в ту пору международного эстрадного конкурса в Сопоте. Но Резник - поэт, прежде всего, женской судьбы.

Это он открыл нам когда-то "Золушку" Людмилу Сенчину ("Хоть поверьте, хоть проверьте, Но вчера приснилось мне"). Это он помог становлению яркого дружбинского стиля Эдиты Пьехи. Такие хиты Александра Броневицкого, как "Вероника", "Край березовый" до сих пор являются ее немеркнущими хитами. Это он, Илья Резник, помог блистательной Ирине Понаровской завоевать в 76 году в том же польском Сопоте на международном конкурсе Гран-при за песню композитора Александра Журбина "Мольба". Это было восхитительно. Это он возвратил в родные пенаты Любу Успенскую, подарив ей поистине королевские шлягеры: "Кабриолет", "На другом конце стола", "Кривые зеркала", "Монте Карло". В середине 90-х написал замечательный альбом с композитором Максимом Дунаевским для Тани Булановой "Обратный билет", и такие песни, как "Мост любви", "Берег мой" и "Синее море" еще более укрепили Таню в имидже вечноплачущей певицы. И конечно, Резник стал вечным Пигмалионом для Лаймы Вайкуле. Не забудем, что именно в паулсовско-резниковских творениях (таких, как "Вернисаж", "Еще не вечер", "Скрипач на крыше") зарождался ее, Лаймы, фирменный "отстраненный" стиль.

И всё же его главной музой была и остается Алла Пугачева. Для нее и с ней поэт написал более 50 произведений, перечислять их все не имеет смысла. Но достаточно было спеть "Звездное лето", "Журавлика", "Маэстро", "Старинные часы" и "Когда я уйду", чтобы навсегда остаться в анналах эстрадного искусства. Они познакомились в 1972 году после концерта, где Алла была тогда солисткой. Резник вспоминает, что она исполняла две или три эксцентрические песни в программе, и он не помнил даже, о чем она пела, но помнил, КАК - задорно, куражно, вдохновенно! И тогда же у него родились строчки: "Любовь должна быть доброю, И мне другой не хочется, Иди своей дорогою, Пока она не кончится!" Родилась песня, которую они решили показать одной популярной тогда в Ленинграде и Советском Союзе певице. Кажется, это была Галина Ненашева. Но показ провалился. То ли Ненашева была не в духе, то ли, может быть, Алла с Ильей переволновались излишне, но, в общем-то, песня не произвела на певицу никакого впечатления, и Алла очень расстроилась. Ей казалось, что всё рухнуло. Но Илья Резник, ее, как добрый ангел, подбадривал, и буквально через два-три года, в 1974 году на конкурсе артистов эстрады Пугачева заявила о себе во весь голос. Это была песня опять-таки на стихи Ильи Резника "Посидим, поокаем". Одна из книг поэта, которую Резник назвал вполне по-малевичевски - "Квадрат четверостиший". Но если в "Черном квадрате" знаменитого супрематиста бездонная глубина и непостижимая сущность мира отражены слишком холодно, прямолинейно и скандально схематично, то в поэтическом четырехугольнике Резника они же облачены во вполне простые, кристально ясные, но чуть менее лаконичные мыслеформы.