Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

20 ноября 2016 г. 15:45

859

4.5

Мне кажется, для того, чтобы литературная версия жизни гения оказалась достойной своего героя, её автор тоже должен быть человеком талантливым... Наверное, потому для меня лучшие книги о знаменитостях, это "Мольер" Булгакова, "Гойя" Фейхтвангера, "Кюхля" Тынянова. Понятно, что в них отсутствует пересказ событий жизни, это, скорее, попытка писателя посмотреть на жизнь своего знаменитого героя чуть более пристально, это попытка переосмыслить его жизнь сквозь призму всего творчества, найти истоки возникновения его шедевров. И мне как раз такой взгляд наиболее интересен. Возможно, потому, что меня обычно не слишком занимает биография авторов? Мне куда важнее их творения.
Словом, к чтению биографического сценария я приступала с большими сомнениями. С другой стороны, удались ведь Булгакову его "Последние дни" о Пушкине? Чего было не дать шанс французскому Нобелевскому лауреату?.. В общем, он меня не подвел. История о Фрейде оказалась гораздо глубже, чем ожидаемые биографические подробности. Сартру было важно понять, как именно Зигмунд Фрейд вырос из неуверенного в себе венского врача-еврея, в основателя психоанализа, ниспровергателя стереотипов и властителя умов. Под прицелом оказался самый сложный, по всей видимости, период становления Фрейда как профессионала. Период, в который его идеи особенно яростно критиковались, когда и сам их автор не до конца был уверен в собственных предположениях. Сейчас, когда все мы привыкли рассказывать и анализировать собственные сны, когда без тени сомнения "выговариваемся", чтобы снять напряжение, нам не оценить даже сотой доли тех сомнений, которые охватывали автора этих простых приемов в момент их первого применения.
Ведь тогда никто не знал, каковыми могут быть результаты! А как же заповедь врача "не навреди"? Да еще и в такой сложной сфере, как человеческая психика... Словом, глазами Сартра мы видим сомневающегося врача, который убеждает себя в необходимости совершения действий, последствия которых крайне нелегко предсказать. Конечно же, экзистенциалисту наиболее важны именно эти шаги, которые предпринимает Фрейд, чтобы создать свой метод, свою философию и самого себя.
Фильм о Фрейде я не видела, да и, честно говоря, не особенно стремлюсь посмотреть, но после прочтения сценария мне сразу же пришел на ум подобный - французский фильм "Мольер", который тоже рассматривает биографию драматурга сквозь призму его творчества. И честно признаюсь, мне такой подход очень нравится. :) А потому прочтение сценария Сартра принесло мне массу удовольствия, снова напомнило о давнем желании перечитать отдельные труды Фрейда, а кроме того, лишний раз подтвердило уверенность в том, что мой любимый жанр - драматургия - способен приносить мне, как и многим другим своим почитателям, множество приятных сюрпризов. В том числе, совершенно неожиданных.

Сценарий прочитан в рамках Игры ТТТ, 2016. Тур третий по совету читателя digita — Что-то прекрасное из драматургии, что я, по нелепой случайности, еще не прочла (без фэнтези, контркультуры и фантастики, пожалуйста)... :)
Спасибо вам. Совет принимала не без сомнений, но положилась на талант автора, и - не прогадала.