Больше рецензий

aldanare

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 сентября 2010 г. 19:19

234

2

Во первых строках своей рецензии я хочу поблагодарить тех читателей Ларссона, которые столь радостно проспойлерили третью книгу и тем самым избавили меня от необходимости ее читать.
Во вторых строках... Знаете, любой текст, читаемый достаточно долго, неизбежно структурирует мои мозги под него. Я начинаю думать аккурат в той же стилистике и выстраивать умозаключения ровно с той же степенью изящества, с какой это делает автор. Так вот, чтение Стига Ларссона, особенно с утра за завтраком, заставляет мысли течь примерно так: "Она зашла в кухню, насыпала в тарелку мюсли с сухофруктами и залила их молоком, затем включила электрический чайник и вернулась в спальню. Здесь она надела топ леопардовой расцветки, джинсы и длинный пиджак, нанесла на лицо дневной крем <здесь могла быть реклама вашего бренда> и отправилась завтракать, не забыв захватить с собой увесистый том Стига Ларссона..." 700 с лишним страниц утомительных путешествий по длинным серым лестницам списков покупок, режимов дня, ресторанных меню и повесток дня заседания редакционного совета. Завязка смутно маячит только к середине книги, детектив весьма относителен, населена роботами.
На самом деле это, конечно, не столько детектив, сколько криминальный боевичок на остросоциальные темы (проституция и секс-трафик), ближе к финалу разбавленный шпионскими страстями и внезапно санта-барбарой класса "я твой отец! - а я твой мать!" Детективная загадка - связь нашей хакерши-терминаторши Лисбет Саландер с неким таинственным мафиози - при желании просчитывается задолго до финала. Плюс - действительно серьезная проблема взаимоотношений личности и государства, пусть и рассмотренная уже всеми, кому не лень, со всех сторон и под всеми невообразимыми углами.
Ларссон, конечно, категорически не выдерживает чистоту жанра и так и не определяется до конца, что тут у него: псевдодокументальный детектив в жанре "журналистского расследования" (это хоть как-то оправдало бы унылую канцелярскую стилистику) или бульварная экшн-развлекуха с хакерами-вундеркиндами, советскими шпионами-убийцами и внезапными роялевкустовыми спасениями героев от неминуемой гибели. И это, конечно, не обязательно недостаток. Жаль, что игра с архетипами "Калле Блюмквист и Пеппи Длинныйчулок в начале нового миллениума" исчерпала себя еще в первой книге. В любом случае: даже если все перечисленное - это такая авторская ирония, сделана она с таким зверино серьезным лицом, что плакать хочется.
И все-таки - зачем Ларссон так отчаянно "гонит километраж", забивая страницы подробностями, не делающими ни текст, ни героев выпуклее? Тащит в детектив элементы семейной саги или того же журналистского расследования? Наивно полагает, что герои станут живыми, если он подробно расскажет, что именно они заказывают в МакДональдсе (упорно именуемом "рестораном") и сколько денег платят за квартиру? Просто добивает объем до полной неподъемности? Зачем все, кто здесь, где мои вещи? Вставная новелла в начале романа - о приключениях Лисбет Саландер на Карибах - она тут к чему? Не дает ответа...
Ну и переводчик с редактором, конечно, тоже жгут. На их счету, например, перлы "идут своей чередой" и "сексуальный преступник" (даже если это термин - все равно ассоциация с ним только одна: "Какой-то вы маньяк несексуальный...").
В общем, автор умер, написав три книги, а я закончилась на двух. Герр Ларссон, вы победили.

Комментарии


Мне очень понравилась Ваша рецензия. При том что у меня абсолютно другое впечатление от романа. Вы здорово изложили авторскую манеру.
(у меня такие же признаки, когда я в подряд читаю несколько книг одного автора ).

Я отвечу Вам, зачем Стиг Ларссон отчаянно "гонит километраж". Он не писал роман по заказу какого-либо издательства, где ему сказали, что вот - 600 стр. напечатай, а мы распечатаем. Он вообще не знал, что это будет опубликовано.
Вот как я себе это представляю.
Он всю жизнь проработал в газете, где один материал занимал максимум разворот. Он каждый день писал для газеты. После работы, ночью, он приходил и писал для себя. Как хотел, что хотел и как угодно подробно. Про людей, которых он придумал и с которыми ему было интересно. Они жили там, где он, к примеру, хотел жить. У них был лэптоп, на какой он всегда засматривался.
Вот как свой домашний театр. Эти подробности, действительно, не придают достоверности действию. Он их использовал не как художественный приём. Он всю жизнь работал над достижением читательского интереса и принципом достоверности. Он хотел отдохнуть.

Очень понятное человеческое желание. В итоге он стал всемирно известен благодаря своему странному хобби. Так бывает иногда. Очень просто.


Вообще-то такое "странное хобби" называется графоманией :)


автор умер, написав три книги, а я закончилась на двух


У меня аналогично). Третья книга под запретом.