Больше рецензий

27 октября 2016 г. 13:46

29

4

Для меня Чайна Мьевиль очень сложный писатель. Только с третьей попытки я смог прочесть его книгу полностью. Довольно давно я искал что-то похожее на “Никогде” Геймана и знающие люди посоветовали прочесть “Нон Лон Дон” Мьевиля. Читать начал, но не закончил, очень уж пресным показался мне язык повествования (ну, после геймановских словесных конструкций, это не мудрено). Далее пробовал читать “Вокзал Потерянных Снов”, но тоже бросил это дело. Ну не прет меня от техно-магии! И вот, наконец, решил осилить его новый роман “Рельсы”. Подходил к нему со скептицизмом, но в итоге осиливать ничего не пришлось, книгу прочел на одном дыхании.
Действие повествования развивается в очень странном мире (может нашем, а может и нет), который пережил техногенную катастрофу и изменился до неузнаваемости. Люди перемещаются между городами исключительно на поездах, поскольку то, что раньше было землей, превратилось в вязкую ядовитую субстанцию, в которой, аки рыбы, барахтаются мутировавшие животные: гигантские черви, огромные плотоядные кроты и прочие монстры. Рельсы опутывают все видимое пространство, и только благодаря им человечество может перемещаться на далекие расстояния и выживать в изменившимся мире. На одном из поездов, который занимается ловлей гигантских кротов и в народе зовется “кротобой”, служит подмастерьем доктора Шэм ап Суурап, подросток, который мечтает о чем-то большем, чем работа врача. Во время очередной вылазки Шэм находит странные фотографии, которые запечатлели то, чего, по мнению многих, быть не может. Шэм понимает, что в изменившемся мире есть еще тайны, которые ждут того, кто сможет их разгадать. И, следуя зову своего сердца, пускается в опасное путешествие.
Чайна Мьевиль в своем романе действует как очень грамотный компилятор и создает собственное повествование на основе множества известных историй о путешествиях. В его сэмпл попали истории Урсулы Ле Гуин и ее Земноморье, Роберт Стивенсон и “Остров Сокровищ”, “Моби Дик” Германа Мелвилла и, даже “Робинзон Крузо” Дефо. Но, несмотря на явные аналогии с известными произведениями, Мьевиль смог написать собственную, очень занимательную и оригинальную историю.
Отдельно стоит выделить мир, который создал Чайна. Он смотрится очень органично, хотя в начале мне было тяжело представить, как же будет работать его модель, где все, что видит человеческий глаз полностью состоит из рельсов. Как поезда будут перемещаться с колеи на колею и при этом не сталкиваться и не опрокидываться. Но, Мьевиль очень четко описал и проработал все моменты, так что созданная его воображением вселенная работает отлично.
Из минусов хочу выделить некую пустоту повествования, которая скрыта под оберткой из ярких персонажей, необычного мира и стремительного сюжета. Хотелось бы сказать, что эта книга гораздо глубже, чем просто подростковый роман о приключениях в жанре стим-панк, но я не могу. Главный подтекст истории лежит на поверхности и он не столь злободневен, как, например в его же книге “Нон Лон Дон”. В общем, выводов каких-то читатель для себя не сделает, зато приятно проведет время, наблюдая за интересными приключениями главного героя в очень необычном мире.
Любителям морских приключений, коими многие зачитывались в подростковом возрасте, поклонникам постапокалипсиса и стим-панка книга понравится. Тем, кто ищет от литературы глубины и подтекста (а этим и славится ранний Мьевиль), будет все время чего-то не хватать.