Больше рецензий

Holly123

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 октября 2016 г. 19:03

183

2 Истина и прославленность

"Ты будешь в восторге! Прелестнее автора не отыскать!"

"Обязательно почитай, Терри Пратчетт всё-таки, куда без него? Крутой автор, вон сколько нём говорят."

"Сколько книг! Залипнешь обязательно, будешь всё читать тоннами и не переставая, гарантирую тебе! Сто процентов, иначе и быть не может! Слышишь - иначе и быть не может!"



...И это капля в море рекомендаций относительно Пратчетта, которые я слышала на протяжении своей, так сказать, "читательской карьеры" (то есть, трёхгодичного периода, во время которого я не просто читала, а интересовалась советами других, прислушивалась к мнениям и пыталась доверять читательским вкусам своих друзей, знакомых и просто людей, которых когда-то встречала и пожелания от них слышала). Казалось бы, следует заявить, что, к счастью, эти заявления оправдались, но я, при всём уважении, не могу позволить себе подобное заявление. Увы, но господин Пратчетт оказался для меня неподъёмным грузом тяжести и всего в том же духе.

Когда-то давным давно великий Герой украл у богов Огонь. С тех пор все изменилось. Герои стали… устаревать


Персонажи. И это только мягко сказано! Герои не только стали устаревать, но состарились окончательно. Конечно же, не в каждой книге должен присутствовать кто-то красивый-молодой, на которого будут с приятной улыбкой коситься все дамы государства или местной пещеры, не везде встречаться и привлекательным злодеям, выполняющим в итоге функцию заместо злодейства по разбиванию женских сердец, но, как мне казалось, кто-то должен цеплять. Это может быть совершенно непримечательный по внешнему описанию персонаж, глубочайший старик или мужчина с пивным животиком и заметной лысиной, но с таким характером, что ты обязательно заметишь. Либо серость, но всё равно в этом неимоверно яркая. В любом случае, персонажи не должны мешаться в собрание плоскостей - а тут, очевидно, в оправдание серии "плоского мира", автор поступил именно так. Увы, но хамоватые высказывания героев, их якобы действия, местный совет, правительство и иже с ними вызывали у меня только стойкое отвращение, не более того. Иногда оно сменялось раздражением, иногда - отчаянным желанием поскорее дочитать книгу, но ни разу не восхищением и не интересом. Нет, сии привлекательные свойства, к сожалению, данной книге в моих глазах не были присущи. Непонятно откуда появившаяся обезьяна, волшебник, имя которого у меня вызывало ассоциацию с ринитом (или со свиньёй, но то это уже личная трактовка, простите за грубость), Моркоу, заместо которого я регулярно представляла морковку в доспехах... Сколько людей, столько и мнений - но я, увы, не смогла заставить себя отыскать позитив во всём этом. А очень хотела. И очень была бы рада, если заместо набора "нестандартного" издевательства над персонажами тут появилось хоть что-то толковое. Но, увы, запомнила только барда, и то потому, что он вроде как был молодой - среди стаи стариков всё-таки отличие, не думаете?

Ну, дорогая, что уж ты хотела? В плоском мире - плоский язык, Автор же сам книжку так назвал, надо было прислушиваться. Человек, между прочим, авторитетно заявляет.


Язык. Увы, вопреки тому, что мне б хотелось отдать дань гениальности автора, я этого сделать не могу - ну никак. Потому что если нет толковых персонажей, то должен быть язык. Будь стайка персонажей мне хоть сто раз ненавистна, но если язык прекрасен, то от киги получаешь удовольствие. Тут то ли был виноват перевод, то ли что-то ещё в этом стиле, но у меня было такое впечатление, что я читаю что-то вроде банальной сводки или сценария. Кто-то что-то говорит, а ты пролистываешь и всё равно не теряешь сути. Её, собственно говоря, не мешало б добавить чуточку больше, но великая мысль была предоставлена автором (или переводчиком, я ж не в оригинале, увы, читала) так грубо, что совершенно не воспринималась как должное. Герои и герои.

Эти - последние. Больше героев не будет.


Сюжет. Собственно, вокруг этой фразы весь сюжет и крутился. Она повторялась как-то то ли тихо, то ли громко, то ли негласно - но присутствовала в каждом жесте. Но, как по мне, героев не было вообще. Были шаблонные старики, которые пытались донести великую мысль, но вызывали отношение. Ни интриги, ни заинтересованности, ни чего-нибудь ещё - сюжета будто бы и не было. "Канву, в которую умело вплетены художественные детали" я тоже не дочитала - интриги не было ни на одной странице. Хотя нет, одна была, но связана скорее с тем, почему библиотекаря обозвали обезьяной, ну, или обезьяну обозвали библиотекарем.

Место, где произошла эта история, представляет собой диск, покоящийся на спинах четырех слонов, стоящих на панцире гигантской черепахи. Это выгоднее, чем просто висеть в пространстве. Он так велик, что может вместить практически все, и, ну, в конечном счете, так оно и есть.


Общее впечатление. Вот это - первые строки, с которыми сталкивается читатель, когда открывает книгу. Разумеется, она не имеет ни малейшей связи с цитатами, наведёнными выше, принадлежащими аннотации или посторонним людям, которые давали свои комментарии относительно творчества Пратчетта. Но, собственно говоря, человека "судят по одёжке". Провожают по уму. Книгу по обложке, обычно, а провожают по сюжету (либо по аннотации). А некоторые старательные читатели открывают её и читают первый абзац, а потом откуда-то с середины, страниц через двадцать, чтобы по цитате определить, как им язык. Ну, и общее впечатление складывается тоже по этой цитатке. И, признаться, если б я не читала книгу вообще и судила по первому абзацу, написала бы точно то же, да и поставила аналогичное количество звёзд. Почему, вы спросите? Потому что насколько мне серым показалось это заявление о плоском мире, что подразумевал сам по себе куда более увлекательное описание, настолько серой оказалась и книга. В моих глазах, разумеется, но и мнение это личное, впрочем.

Читать можно в любом порядке!


Итог. Может быть, именно это книгу и добило. Именно поэтому в процессе написания рецензии я ещё и понижаю её оценку, именно поэтому понимаю, что в моих глазах до своего итога она всё-таки не дотянула. Будем жестоки: Терри Пратчетту всё равно, ценители серии его поддержат, а делать статистику книги ещё краше, если она совсем не понравилась - грех читательский.
В общем-то говоря, о чём речь: мне сто раз говорили о том, что с какого конца эту серию не начнёшь, всё равно будет круто. А я вот сижу и думаю - мне соврали, и я просто начала где-то из середины мира, запуталась и ничего понять не смогла, вот потому так и негодую, или с какого конца не начни, будет всё так же нудно? В общем-то, хочется верить в первый вариант. Может, кто мне скажет, что об этом всём думает?
В любом случае, всё вышесказанное - личное мнение, и то, что оно негативное, не означает, что с вами будет точно такая же ситуация, но я назвать сие творение удачным не могу, увы. Самолично, к сожалению, не порекомендую ни "Последнего Героя", ни Пратчетта (потому что пока что не рискнула ознакомиться ещё с парочкой его книг), но, может быть, вы оцените? Так или иначе, негативный или позитивный, это опыт.

4/10

Anastatius благодарю за совет во флэшмобе 2016.

Комментарии


Может, кто мне скажет, что об этом всём думает?

Ну вы сами попросили. Мне кажется вы слишком серьёзно читали эту книгу, а Пратчетт - это пародия. Цикл о Коэне в основном на героическое фентези. Но эта книга не самая сильная в серии, она скорее для фанатов. Может быть, стоило что-то внецикловое типа Движущихся картинок взять


Попросила, ибо отчаянно пытаюсь понять, что ж случилось.
Если честно, половину читала серьёзно, половину - как пародия, а всё равно отвращение скрыть не удалось. Может быть, проблема в моей специфике как читателя, бывает же стиль, который просто не идёт. Увы, но изобилие непонятных персонажей меня добивало окончательно.
А что до выбора книги - то тут, увы, я была человек подневольный, флэшмоб же, впихнули книгу, вариант один - читать. Может быть, попытаюсь вернуться к Пратчетту чуть попозже, вдруг получится? Но в свете "Последнего героя" как-то не хочется, увы.


Есть еще фильм по книге Опочтарение, если надумаете все-таки вернуться. Бывает, да, все вокруг советуют, а ты понять не можешь, что в этом такого. Я к Гейману несколько раз возвращалась, пока "свою" книгу не нашла.
А как вам вообще флешмоб? Хочу записаться на следующий год, вот думаю, стоит ли связываться


Флешмоб... Ну, как вам сказать, попробовать, как мне кажется, действительно стоит, но сказать относительно количества книг я ничего не могу. Тут всё ограничивается не только количеством свободного времени на чтение, но и тем, что вам будут советовать. Я сдуру (тоже ж первый раз) загадала 30 книг, но вот что странно: если во второй половине, пункта эдак с 15 посыпалась куча хороших (ну, как для меня, о вкусах не спорят) книг, и я открыла для себя Пехова, вернулась к прелестной Громыко, узнала много интересных книг незнакомых прежде авторов, то в первой половине сущий ад. В общем-то, пробовать можно, если осторожно.
Единственная беда флэшмоба - в нём практически невозможно отказаться от книги, потому надо неимоверно точно прописывать собственные ограничения, причём чем подробнее, тем лучше, и точно так же чётко писать то, что вы желаете читать. Разумеется, последнее - не обязательное для исполнения советчиков, но многие люди на пункт "хочу" обращают внимание и всё-таки прислушиваются. А вообще, вещь интересная, как для экспериментов и для открытия новых книг-авторов - самое то!


Спасибо за совет, на первый раз возьму немного книг, еще и в другие игры охота поиграть)


Удачи вам с советчиками)