Больше рецензий

20 октября 2016 г. 10:11

570

3

Жанр исторического романа мне не чужд, но и не близок. Вопреки этому Кен Фоллетт вызвал решительное желание познакомиться с его трилогией "Век", охватывающей историю нашего мира в ревущем ХХ столетии. Начинать погружение положено с романа "Гибель гигантов", повествующем о предпосылках Первой Мировой Войны, военных действиях 1914-1918 годов и мирном соглашении, установившем шаткое равновесие между странами Европы. Я начала штудировать фолиант в 1000 страниц с огромным энтузиазмом. Исторический материал, осмысленный в художественной форме, поглотил меня полностью. Особенно если учесть, что этот период истории в моем сознании похож на шаль, вязанную крючком - весь в дырках. Фоллетт рассказывает об исторических событиях сквозь призму людских судеб. Перед нами представители разных социальных слоев из Великобритании, Германии, России и США. Их жизни оказываются тесно переплетенными не только с канвой истории, но и с друг с другом. И вот тут возникает первый подводный камень. Работник путиловского завода в Санкт-Петербурге, мечтающий отомстить русской княгине, ставшей женой английского графа, согрешившего с очаровательной валлийкой-феминисткой, борящейся за права женщин в Англии бок о бок с сестрой графа, эмансипированной умницей-богачкой, тайно обвенчавшейся с немецким аристократом на военной службе. Чувствуете, как запахло жаркой Бразилией и свежесваренным мылом? Второй значительный минус книги - неистовое желание автора в мельчайших подробностях описывать, кто из героев, с кем и каким образом лишился невинности. Все эти "напрягшиеся кожаные жезлы", "охваченные желанием пахи" и "твердеющие от страсти соски", на мой взгляд, совершенно не уместно поданы в контексте той исторической эпохи. Я не говорю, что нужно совсем замолчать столь важную часть жизни героев, но найти другие слова и образы было необходимо. Вы можете представить себе Андрея Болконского на первом балу Наташи Ростовой с напрягшимся жезлом? Я вот не только не могу, но и не хочу. Фоллетту стоит поучиться писать о любви языком, достойным литературы, а не так, будто он сочиняет сценарий для очередного порнохита от студии Brazzers. Третья претензия происходит из второй. Мне категорически не хватило атмосферности эпохи. Несмотря на желание восстановить исторические события, роман написан языком нашего с вами современника. Все слова-историзмы кажутся притянутыми за уши маркерами, призванными дать понять читателю, что он сейчас держит в руках книгу о Первой мировой. Диалоги героев звучат настолько современно, будто это разговор из очереди на кассе Ашана. Ну не могли, не могли все эти графы, канцлеры, дипломаты, шахтеры, пролетарии выражать свои мысли таким образом! От этого чувство недоверия к происходящему росло с каждой страницей и в итоге сформировалось в совершенно четкое понимание, что продолжать чтение трилогии "Век" я не буду. Кен Фоллетт местами молодец. Он взялся за огромный, сложный исторический пласт, переосмыслил его и подал в художественной форме, усвоить которую современным читателям интуитивно просто. Но разве просто - это всегда хорошо? Я не хочу, чтобы для меня упрощали задачу, заранее предполагая, что я с ней не справлюсь. Я хочу читать исторический роман с ощущением, будто машина времени перенесла меня в прошлое и я подглядываю за персонажами из-за портьеры в каминной комнате. Пусть временами мне нужен будет толковый словарь, чтобы понять, о чем они говорят и во что одеты. Но как по-другому можно рассказать об эпохе, канувшей в лету? Все остальное просто попса, которая никак не может претендовать на серьезное историческое исследование. Жаль, что писателю не удалось рассказать о "Гибели гигантов" языком тех самых гигантов. Потому что когда о гигантах рассуждают лилипуты, история звучит уже совсем иначе.