Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

20 октября 2016 г. 00:03

1K

3 Идеи не исчезают бесследно, они остаются в этом мире.

«Человечество не способно бороться с одним злом, не порождая при этом другое».

Я всегда относилась с безразличием к тому, какого вероисповедания мой собеседник. Христианин? Мусульманин? Иудей? Какая разница, это осознанный выбор человека, не мне судить. Никогда я не понимала и не смогу понять все эти распри и войны на религиозной основе, которые возникали, возникают и будут возникать. В реальной жизни я не замечала, чтобы люди ругались из-за веры, зато подобного с лихвой хватает в интернете, но раньше я всегда игнорировала статьи с громкими заголовками на данную тему, листая дальше. Вот почему эта книга шокировала меня. Так удобно жить в своём маленьком чудесном мирке, где все твои друзья и знакомые хорошие и добропорядочные люди, не поднимающие такие темы и уж тем более не устраивающие склоки из-за того, что кто-то верит не в того бога, что они. И вот одним октябрьским вечером Говард Джейкобсон берёт и кидает меня в гущу трагической жизни современных евреев, показывая, как тяжело им приходится в нашем таком современном (ха!) мире.

Автор поднял очень болезненную и, как выяснилось, актуальную в нашем отвратительном (иначе не назовёшь) мире проблему, и об этом было хоть и страшно, но интересно читать. Слишком неоднозначные эмоции вызывали герои, и это не в самом хорошем смысле этого слова. Пожалуй, свои симпатии я могла бы отдать только двум – Либору и Хепзибе: первый вызывал какую-то тёплую грусть, вторая – светлую радость (странно звучит, но других слов не подобрать). Сэм Финклер, к которому в начале книге я испытывала неприязнь, в конце повествования нашёл свой путь, пусть ему и пришлось несладко, так что мои чувства к нему весьма ровные. Что же касается главного героя, Треслава... Вот тут однозначный ответ: отвращение. Я не помню, когда в последний раз испытывала такую сильную антипатию к книжному герою. Если мне и всё равно, какого вероисповедания человек, то вот уж такие качества, коими наделён Треслав, я просто ненавижу. Человеку сорок девять лет, а он вплоть до встречи с женщиной всей своей жизни только и делал что искал своих бледных дрожащих Офелий и воображал себе их (их, а не свою!) трагическую кончину. А то, как он обращался со своими детьми? Меня очень сильно задел тот момент, когда Треслав мысленно пожелал одному из своих сыновей заразиться сифилисом. Да, очень адекватный и взрослый человек. Впрочем, дело даже не в его жизненных приоритетах и родительских качествах, самое главное то, что он к концу книги так ничего и не понял. Эти его попытки стать евреем и понять еврейскую сущность закончились, собственно говоря, ничем. И да, я считаю, что он виноват в том, что из-за своих псевдостраданий не смог спасти своего друга. Это, чёрт возьми, ненормально. Этот человек так ничего и не осознал, хоть и ощущал отголоски вины, только вот одним чувством вины ведь не отделаешься.

Эта книга хороша тем, что открывает глаза на то, как тяжело приходится в наше время евреям, и я бы посоветовала её ради этого прочитать. Поначалу читается очень тяжело, но с того момента, как появилась Хепзиба, появляется какая-то лёгкость. После эпилога, закрывая книгу, вы будете чувствовать это горькое послевкусие, от которого потом так сложно избавиться. Меня до сих пор корёжит мысль: а как же так получается, что одни люди гнобят других за их веру, цвет кожи, ориентацию? Неужели человек виноват в том, где он родился, какой у него цвет глаз, какие люди ему нравятся? Или же он виноват в том, что творил его народ несколько десятков или сотен лет назад? Да нет же, не виноват. Но почему-то ему приходится за это расплачиваться.

«От политики он никогда не ждал ничего хорошего. Снова нападают на евреев. Рано или поздно это может обернуться новым фашизмом, нацизмом, сталинизмом. Такие вещи неискоренимы и неподвластны времени. Они таятся, ждут своего часа в куче всякого хлама, именуемой человеческим сердцем».