Больше рецензий

15 октября 2016 г. 14:42

106

5 Евангелие от Эммануэля

Одной из самых обсуждаемых книг в 2014-м году во Франции был новый роман Эммануэля Каррера «Царство» (Emmanuel Carrère. «Le Royaume», изд. «P.O.L.»), вызвавший жаркие дискуссии критиков и неподдельный интерес читателей. Обращают на себя внимание и тиражи, которые необыкновенно велики для более чем шестисотстраничной книги, которую никак не назовешь «легким чтивом».

«Царство» незамедлительно становится одним из фаворитов традиционных осенних литературных премий того года. Правда, роман не попал в лонг-лист Гонкуровской премии (Le Prix Goncourt), и это тоже было расценено как скандал. Отсутствовал он и в отборочных списках на премию Ренодо (Le prix Théophraste Renaudot), хотя в данном случае это вполне объяснимо — Каррер уже является лауреатом этой премии. В 2011 году жюри отметило его романизированную биографию «Лимонов» («Limonov»), а Ренодо, как и Гонкур, присуждается лишь раз в жизни. Если, конечно, автор не пустится в мистификацию в духе Ромена Гари, дважды получавшего Гонкуровскую премию — в первый раз под собственным именем, а во второй — под псевдонимом (Эмиль Ажар). И пусть звание лауреата и 10 евро от Гонкуровского жюри Карреру не причитались, зато он был объявлен победителем престижной литературной премии газеты «Le Monde».

«Царство» — это роман-фреска о годах становления христианства в первом веке нашей эры, о годах, когда люди еще не знали, что живут «после Рождества Христова». Автор задается вопросом — как адепты маленькой еврейской секты сформировали учение, которое за три века покорило Римскую империю и заняло главенствующее положение в мире.

Первая часть книги является автобиографическим повествованием о духовном повороте в жизни автора, о моменте, когда он принял христианскую веру. Это было 25 лет назад. Став набожным христианином, Каррер в течение трех лет ежедневно посещает мессу, молится и записывает свои размышления в дневник, который он использовал при написании романа и чтение которого вызывает у него сегодня изумление. «Я решил поверить, что то, что было написано в Евангелии не только красиво, интересно и захватывающе, но и — Истина. Что Христос воскрес. Что он был сыном Божьим. И что мать его была девственницей. Вещи, в которые теперь я больше не верю, даже если снова открываю Библию, Евангелие или Деяния Апостолов», — признается автор, который выбрал диалог между двумя «Я»: верующим ранее и неверующим сегодня, но не желающим предать свою прежнюю веру.

Объясняя название романа, автор говорит:

«Царство» — это то слово, которое звучит постоянно в Евангелии от Луки. Смысл остается загадкой, но есть две интерпретации... Либо это Царство небесное — Рай и обещание жизни вечной. Либо, и я придерживаюсь именно этой трактовки, Царство — это другое измерение реальной жизни, в значении обретения смысла, то есть — реальность во всей ее глубине. Презрев мир боли и слабости, Христос сформулировал законы, которые этот мир перевернули, сделали его Царством Христа. «И последние станут первыми» — слова подрывные, революционные, и это поразительно, что на таких словах смог возникнуть такой могущественный и даже вызывающий восхищение институт как Церковь...


Рассказывая о становлении христианства, автор обращается к спору между двумя группами. С одной стороны, школа Иерусалима с Петром, Марком и Иаковом. С другой, универсальная школа Павла и Луки:

Иерусалим в первом веке — круг учеников и родственников Христа, которые получили наследство и намерены им управлять. Они остаются ветвью ортодоксального иудаизма, с той лишь разницей, что, по их убеждению, пришествие Мессии свершилось. Они и не думают идти с проповедью к язычникам. Павел же горит желанием преобразовать мир и порвать с иудаизмом, из которого вышел. Его цели универсальны, а его проповедь обращена не только к евреям, но и ко всем: к женщинам и мужчинам, к свободным и рабам, к римлянам, грекам, египтянам... Он говорит о том, что если евреи хотят сохранить обрезание и законы кошерного питания, то в этом нет ничего предосудительного, но не стоит это навязывать другим. Христианин тот, кто верит в послание Христа. Точка. Это революционно.


На вопрос — Был ли Павел настоящим отцом христианства? — Каррер отвечает: «Нет. Просто я хотел написать о начале христианства, но не об Иисусе, на которого я смотрю со священным трепетом и осторожным благоговением. Возможно, Иисус остается для меня загадочным и противоречивым».

Другим ключевым персонажем книги является Лука — автор Евангелия, не знавший Христа. Начиная со второго апостольского путешествия Павла и до момента его мученической кончины, Лука и Павел были неразлучны:

Лука, человек совсем другого круга — образованный врач, воспитанный в среде греческого языка и культуры — ничего общего с галилейскими рыбаками или крестьянами Иудеи, первыми учениками и последователями Христа. Он бы и хотел верить, но греческая религия не предлагает ничего по-настоящему благочестивой душе, кроме жертвоприношений и сонма бытовых склок на Олимпе. В то же время, ему кажется благородным трепетное отношение евреев к столь взыскательному Богу. Ученик Павла, он, тем не менее, разочарован простотой первых Евангелий. Прочитав Евангелие от Марка, Лука решает написать свой вариант, более греческий, более изысканный и привлекательный для образованных читателей. И прежде всего — более романтический. Только в Евангелии от Луки мы можем прочесть о милосердном самарянине, о путешествии в Эммаус, о яслях в Вифлееме и поклонении волхвов, о блудном сыне... Лука — мастер манипуляций. Не будучи таким жестким и бескомпромиссным как Павел, он при этом превосходно доносит его точку зрения.


«В этом есть немного от иконоборчества, но я романист. Я хотел бы знать — кто написал, что и как. Даже на сакральную тему», — резюмирует свое интервью журналу «Paris Match», посвященное выходу книги, Эммануэль Каррер.

Появившись на полках книжных магазинов Франции в августе 2014 года, «Царство» сразу же нашло своего читателя благодаря яркому и образному слогу, впечатляющей откровенности и незаурядной эрудиции автора.

картинка Timour_Ali