Больше рецензий

12 октября 2016 г. 22:11

4K

1 Фанаты плакали, кололись, но продолжали читать кактус.

Я не из тех людей, кто любит плеваться и искать недочеты везде, где только вздумается. Мне кажется, что если произведение грамотно написано, способно заставить получить удовольствие, пробудить эмоции и окунуть в атмосферу, то зачастую мелкие недочеты можно и простить. Именно с таким подходом я решилась прочитать книгу, о которой сложилось так много негативных отзывов. Но кто бы подумал, что пьеса сможет похерить буквально все вышеперечисленные пункты.

Чтобы понять, что "Проклятое дитя" было не самой удачной (если только , конечно, не в коммерческой плане) задумкой, не обязательно быть семи пядей во лбу. Тут вам и оценки на ЛайвЛибе, среди которых 4-5 звезд встречаются один на сотню, и куча рецензий, в которых читатели плюются на несоблюдение канонов и изменения не в лучшую сторону давно полюбившихся героев. Однако, если убрать из внимания оскорбленные чувства фанатов и поруганную честь ностальгии, то что остается сказать? Почему "Проклятое дитя" является плохой книгой на самом деле?

Сразу скажу, ругать персонажей, как это делают в других рецензиях, я не буду. Как по мне, старые герои логично превратились в тех, кого мы видим на страницах пьесы. Гарри как всегда полон чувства вины, только теперь помимо пролитой ради его жизни крови тысяч волшебников, он также чувствует свою вину за то, что не может понять сына. Рон из сладкоежки с острой смекалкой превратился в просто забавного папаньку. Гермиона, как можно было догадаться и без всех этих сиквелов, стала сильной независимой трудоголичкой. Насчет Гермионы вообще сейчас возникает большинство претензий, якобы она, будучи маглом, учит детей не дружить с кем попало. Хотя по факту в самой пьесе мы об этом узнаем из уст ее дочери - Розы - , которая как мне кажется вполне могла превратно понять слова матери, а не "дружить с кем попало" не обязательно априори равно "не дружить со слизеринцами". Поэтому, кто знает, кто знает. В принципе, сами герои изменились совсем чутка, разве что только стали скучнее. Смешно, что многие упускают тот факт, что люди имеют свойство меняться, причем не в лучшую сторону, и вполне логично, что некогда амбициозный и желающих сделать мир лучше подросток с возрастом теряет свои идеалистические порывы, особенно, когда главный подвиг всей жизни уже был совершен.

Что мне совершенно непонятно во всем этом шуме и ярости, так это формат произведения. Назвать "ПД" пьесой было оскорбительно хотя бы для одного читателя - меня, нежно любящей драматургию. Ладно, пропустим элементарное оформление драмы - отсутствие списка действующих лиц, перечисления этих же лиц в начале сцен - ладно, все это мелочи и никто на это внимание не обращает. Но - борода Мерлина! - у вас даже ремарки не ремарки! То, что, что в нормальной пьесе является ремаркой, здесь никоим образом не указывает на то, как актер должен вести себя на сцене, здесь ремарки - это просто повествовательный текст между репликами, что заставляет задуматься - а не легче ли было написать повесть? Еще один большой минус - это отсутствие рекомендаций по сеттингу. Любой драматург очень большое внимание уделяет делению сцены на секции и отбору знаковых декораций - это универсально для любой драмы и это очень важно.Кто-то скажет, что я придираюсь там, где не нужно. Но увольте - пьеса должны быть не только сюжетом, она также должна быть вдохновляющей инструкцией, которая позволить любому режиссеру поставить постановку хотя бы приближенно к тому, как ее задумывал автор. Хотя, кого я обманываю - ведь и так понятно, что конкретно эта пьеса была написана не для того, чтобы ее ставили по всему миру. Она была написана для конкретного театра, для конкретного ивента, для конкретного сруба бабла.

Помимо того, что книга плоха как пьеса, она также плоха как произведение. Про героев я уже написала, и к ним я претензий не имею - наверное, только из-за этого момента я и поставила одну звезду. Что же касается всего остального, то это просто какое-то дурачество. Большая часть сюжета - это копипаста Роулинг самой себя. Причем, копипаста в буквальном смысле - т.к. сюжет основан на путешествии во времени, некоторые реплики из прошлых книг просто переписали слово в слово - это и флэшбэковая сцена, когда Хагрид приходит за Гарри к семейству Дурслей, и реплики из Турнира трех волшебников. Сейчас я озвучу, наверное, самый важный аргумент: произведение плохое не потому что в нем нет ничего хорошего (ей-богу, фанат хорошее всегда здесь найдет), в нем просто нет ничего выдающегося. Никакого расширения лора (а ведь именно это и нравилось нам в прошлых книгах - в каждой новой части мы встречали новых магических существ, новые артефакты и спеллинги, новые тайны) и никаких новых выдающихся идей (все важные слова о вечных ценностях и чувствах - это прямое цитирование героями слов Дамблдора из прошлых книг). По сути, авторы просто взяли знакомый мир, знакомых героев и поставили их в незамысловатую линию про путешествие во времени, которая просто банальнище банальна. Серьезно, в "Узнике Азкабана" момент с маховиком времени был оригинален и за ним было действительно интересно следить, что до сих пор делает третью книгу о ГП любимой среди многих читателей. Здесь же мало того, что Роулинг нарушает свой же канон относительно работы маховика (к чему, собственно, я тоже придираться шибко не буду, ибо почему бы и нет? Неужели в магической мире технологии не могут апгрейдиться?), так еще и за основу берет тривиальный мотив в стиле "изменения в прошлом к хорошему не приведут" (Марти, мы все прое*али). Ну и, конечно, необходимо было сделать то, что по мнению авторов должно было растрогать фанатов - сдружить сыновей заклятых врагов прошлых книг, а потом и самих врагов. Никто не говорит, что это плохо, просто написано все это так наивно, без каких-либо огромных усилий, что складывается впечатление, что авторам захотелось написать то, что они написали, просто по приколу. По приколу вернуться в знаменитый лор, по приколу написать что-нибудь незамысловатое - в принципе, именно так и пишутся большинство фанфиков, что как бы опять намекает на качество продукта. Только вот на обычных фанфиках такие огромные деньги не зарабатывают. И это печально.

Комментарии


за основу берет тривиальный мотив в стиле "изменения в прошлом к хорошему не приведут" (Марти, мы все прое*али)

На этом моменте сползла под стол, пять баллов хДДД


отсутствие списка действующих лиц, перечисления этих же лиц в начале сцен

Я данное произведение не читала, поэтому хотелось бы уточнить: в начале сцен или в начале актов? Иногда бывает, что в тексте пьесы действующие лица представляются отдельно для каждого акта, а не в самом начале всей пьесы в целом. Например, в некоторых пьесах Н. Островского такое встречала.


Что-то вообще мне не хочется читать "ПД", дабы не портить впечатление, в принципе, от всей этой истории Гарри Поттера...


итого: тоже 1 балл


Тоже сейчас читаю кактус(( и чем дальше, тем сильнее соблазн бросить, чтобы не разочароваться окончательно. Я, кончено, понимаю, что это пьеса, и там особо не развернешься, но все персонажи кажутся настолько плоскими, картонно-пародийными... Я не верю ни одному слову. А иногда вообще не знаю, злиться или истерически хохотать. Остановилась на том моменте, где Альбус и Скорпиус сбегают с Хогвартс-экспресса. Столетняя ведьма, отращивающая шипы из рук? Сириусли? Они там дешевых ужастиков пересмотрели?


Честно скажу, это одна из немногих негативных рецензий, которая мне так понравилась, потому что обычно критика является критиканством и бессмысленным разбрызгиванием слюны (часто - от личного невежества), а у вас совсем другой и редкий случай))
А ещё мне очень понравилось описание в вашем профиле :D