Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

10 октября 2016 г. 04:54

6K

3.5 Иосиф Грозный...

О Сталине написано уже столько газетно-брошюрно-журнально-книжных томов, что больше написанного, наверное, только вавилонская куча проговоренных слов и высказанных мнений. Вот уж, воистину, современный Левиафан, собравший в отношении себя такие разнородные и совершенно полярные — от полного обожания и буквально обожествления до уничижительно-гневных филиппик и абсолютной демонизации — мнения, взгляды и убеждения. Причем, чаще всего, вне зависимости от того, в какую положительно/отрицательную сторону направлены эти суждения, они отличаются высоким накалом страстей, сильным эмоциональным зарядом и крайними степенями выражения что одних, что других чувств.

Не избежал этого подхода и историк-архивист, писатель-публицист, тележурналист Радзинский. И эта книга буквально переполнена личным отношением автора к герою романа. Никаких полу- и недо-, только крайне негативные и обвинительные интонации, предельно жесткие формулировки, а если есть возможность выбора того или иного прилагательного для характеристики любого поступка Сталина-Джугашвили, то Радзинский выберет непременно такие, которые наихудшим образом презентуют его визави — никаких «разведчиков», только «шпионы»! И тут уже нужно четко понимать и разделять, где в этой книге Радзинский-историк, а где писатель-популяризатор и, наверное, публицист-морализатор. Вероятно, что от историка здесь только более-менее последовательное соответствие историческим событийным рядам и деяниям — полагаю, все-таки, что досочиненного в этой книге немного — хотя там, где есть возможность что-то предполагать или допускать, автор это непременно делает, и непременно же с обвинительным уклоном. Но вот зато здесь полная воля и свобода толкований и личного мнения Радзинского. И порой автор книги явно увлекается, отбрасывая в сторону какие-то одни события и акцентируя и педалируя другие — те, которые наиболее плотно и беззазорно укладываются в модель авторского видения этого романа и личности Сталина-Джугашвили. И от такого избирательного фильтрующего подхода историзма в книге становится все меньше и меньше, а вот художественно-публицистического наполнения все больше и все заметней, пока оно уже едва ли не вываливается из книги.

От такого крайне предвзятого подхода роман, на самом деле, не только ничего не приобретает, но, скорее, теряет — теряет доверие читателя к книге как к источнику исторических сведений, и к автору как к историку. Публицист он — Радзинский — безусловно талантливый, но вот как историк... По крайней мере в этой книге, потому что по прочтении год назад истории о жизни и смерти царя Александра II мое читательское мнение было куда более симпатизирующим и автору, и книге, да и ее герою тоже.

Другой особенностью этого полубиографического романа является почти физические присутствие в ней автора. Я имею ввиду не только выпяченное присутствие Радзинского в романе как толкователя (иногда начинает казаться, что Автора в книге уже больше, нежели главного книжного Персонажа), но еще и как рассказчика. Видимо таковы особенности его голоса и авторской манеры рассказа своих книг на камеру, что порой буквально слышишь голос автора, читаешь написанное едва ли не с радзинскими интонациями и видишь внутренним взглядом лицо рассказчика. В смысле интересности такая особенность полезна — книга от такого внутреннего видения и слышания становится более живой и яркой. А вот в смысле воздействия, влияния авторского мнения и авторских взглядов на читателя — с этим нужно быть поосторожнее, дабы полностью не попасть в зависимость от уважаемого популяризатора Истории, теряя при этом свое собственное суждение...

Прочитано в качестве основного задания десятого октябрьского (а для нас это был второй уровень забега 2015 года) тура игры «Долгая прогулка», команда «Eдренавошь» «Ё и другие буквы»: Clickosoftsky , Maktavi , red_star и strannik102 .

Комментарии


(голосом и интонациями Радзинского) Когда Ленин сидел в царской тюрьме... он слепил себе из хлебного мякиша Крупскую... и когда в камеру ворвались жандармы! он попытался съесть ее! но... Надежда Константиновна оказалась черствой женщиной...


Полнометражную копию? О_о... :-))


Царская тюрьма такая царская.


А мякиш — обманка


Да, есть такая черта у Радзинского -говорить, привнося в рассказ характерные жесты и тембр голоса. Жутко "забивает эфир", даже в книге. Но интереснооо...


Жутко "забивает эфир", даже в книге

вот-вот, я именно об этом!

Но интереснооо...

затягивает :-)


А я у Родзинского выделяю другую особенность: он пишет так как будто еще вчера лично завтракал со Сталиным на его даче и помнит о чем они болтали, о чем переживал Сталин и т.д.
Но это больше относится ни к этой книге, а к "Наполеону. Жизнь после смерти". Хрен поймешь откуда Эдик так дословно знает все разговоры Наполеона с его маршалами и советниками.


Э_э, до наполеона я ещё не дотянулся :-) Но Вы правы, иной раз и в самом деле возникает ощущение сопричастности Радзинского тем событиям, о которых он рассказывает )


а между прочим брат жены сталина и сестра жены сталина и анатолий марченко и актриса зояфедорова сидели во владимирском централе


Думаю, что список лиц, прошедших Владимирский централ, гораздо шире


во как


правда