Больше рецензий

9 октября 2016 г. 14:59

2K

5 Основано на реальных событиях

«Я вышла из кафе в мрачном настроении. Так, значит, правды, вот чего хочет читатель... Соответствия аннотации реальной жизни, как сертификата подлинности, как этикетки “био” на чистых продуктах. Я полагала, что читатель жаждет истории, которая его заинтересует, поразит в самое сердце. Но я заблуждалась. Он хочет реальности, которую сможет проверить, он хочет уже пережитого»


Французская романистка и режиссер Дельфин де Виган родилась в 1966 году в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Ее литературный дебют состоялся в 2001-м с книгой «Дни без голода» («Jours sans faim», изд. «Grasset»), во многом биографической, но подписанной псевдонимом Лу Дельвиг, — о борьбе девятнадцатилетней девушки с анорексией. Эта и каждая последующая ее книга встречаются с огромным интересом и получают призы как читателей, так и книготорговцев.

Важной вехой в биографии Дельфин де Виган стал роман «Но и я» («Nô et moi», изд. «Jean-Claude Lattès», 2007) о трогательной дружбе тринадцатилетней девочки Лу (помните псевдоним писательницы?), приходящей на вокзал, чтобы увидеть неподдельные, спонтанные человеческие эмоции, и бродяжки по имени Но, чуть старше Лу, которая поведала ей о жизни бездомных. Вместе они задаются вопросом: «А так ли уж много мы знаем о тех, кто оказался на улице? Часто ли мы вглядываемся в их лица?» Эта тонкая и волнующая книга была экранизирована и вписала имя автора в число самых популярных современных писателей Франции.

Роман 2009 года «Подземное время»(«Heures souterraines», изд. «Jean-Claude Lattès») подтвердил эту репутацию. Достаточно будет сказать, что он фигурировал в финальном квартете соискателей Гонкуровской премии.

Обладатель премии за лучший роман «Fnac» (Prix du roman Fnac) и премии Ренодо лицеистов (Prix Renaudot des lycéens) 2011 года — роман «Отрицание ночи» («Rien ne s’oppose à la nuit», изд. «Jean-Claude Lattès») — вызвал жаркие споры. Причиной стала та степень откровенности, с которой писательница рассказала о своей семье, отношениях с матерью и ее сумасшествии, приведшем к самоубийству.

Вышедшая со значительным перерывом и потому долгожданная новая книга Дельфин де Виган «Основано на реальных событиях» (Delphine de Vigan. D’après une histoire vraie, изд. «Jean-Claude Lattès», 2015) сразу же попала в предварительные списки таких престижных национальных премий Франции 2015 года, как Гонкуровская (Prix Goncourt), Ренодо (Renaudot), «Медичи» («Medicis»), а также в число финалистов литературной награды «Le Monde» и в итоге стала-таки обладателем премии Ренодо (Prix Renaudot) и Гонкуровской премии лицеистов (Prix Goncourt des lycéens).

Звуковая же версия романа в прочтении Марианн Эпен 6-го октября 2016 года, то есть буквально несколько дней назад, получила премию Audiolib как лучшая аудиокнига года.

Главная героиня романа — молодая писательница — похожа на автора до степени смешения. Она тоже написала ставший весьма и весьма успешным роман о душевной болезни собственной матери. Но плата за этот успех — бесконечные, изматывающие встречи с читателями и автограф-сессии. К начинающейся депрессии добавляются анонимные письма с обвинениями в том, что она построила свою славу на трагедии матери. В этот психологически тяжелый момент в жизни писательницы и состоялась ее роковая встреча с другой молодой женщиной, единственным именем которой до конца книги будет оставаться инициал «L». Новая подруга понимает ее как никто другой. Сближению способствует еще и тот факт, что все друзья героини живут не в Париже, а ее любовник и компаньон Франсуа настолько занят подготовкой литературных программ для телевидения, что на личную жизнь у них просто не остается времени (одна из многочисленных ниточек, связывающих повествование с реальной жизнью, ведь дотошный читатель может с легкостью справиться в интернете, что компаньоном в жизни самой Дельфин де Виган является журналист и литературный критик Франсуа Бюнэль, ведущий книжного обозрения на «TV France 5», — подобные метки французы называют «белыми камешками»). Со временем дело доходит до того, что L обрабатывает электронную почту писательницы и даже отвечает на письма от ее имени. Она следует за романисткой, как тень, она даже одевается точно так же. Насколько L заполнит героиню? И можно ли их теперь разделить? Пришла ли она дать ей второе дыхание или украдет первое, а то есть — жизнь?

Спокойное поначалу течение романа приобретает с каждой новой страницей все большее внутреннее напряжение. В итоге у нас в руках настоящий психологический триллер. Эту атмосферу и ощущения усиливают скрытые и явные цитаты из романа Стивена Кинга «Мизери» в котором, как мы помним, повествуется о писателе, волею случая ставшим узником своей поклонницы — благодетельницы и тюремщицы одновременно.

Роман наполнен поистине хичкоковским саспенсом, а тонкое сплетение искренности и мистификации без сомнения заинтригует и не оставит равнодушным самого искушенного читателя.

картинка Timour_Ali