Больше рецензий

tsunamiiscoming

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2010 г. 11:01

293

5

Первая пьеса Вампилова. (Ну, почти первая. «Провинциальные анекдоты» были начаты раньше)

Студент на кануне госов совершает весёлый, очаровательно бездумный поступок. Его выгоняют из университета. Его перспектива – сторож на даче у подпольного советского бизнесмена, такая работа таджика шестидесятых. Способ восстановиться есть, но он сомнителен.

Кажется, что пьеса – о «покупке человека», цене, за которую человек готов продать то, чем живёт. Но это как-то очень поверхностно, не в хорошем смысле прямо. Ищу вторые, третьи смыслы. Вроде бы, они находятся. Но как-то не так много и не так сразу, как с «Утиной охотой».

В целом производит впечатление очень свежей, милой пьесы, может быть, не самой литературно совершенной, из разряда тех, которые интересней играть, чем читать. Но в шестидесятых она была событием. И понятно почему: тут герой молодой, беззаботный, весёлый, несерьезный. Но эта несерьёзность ещё не превратилась в шутовскую апатию семидесятых. Это жизнерадостный текст. У Хуциева был жизнерадостный фильм «Застава Ильича», а буквально через пару лет уже растерянно-поэтичный, опять же несколько апатичный «Июльский дождь», филь о том, как всё изменилось.

Как, когда появился такой герой? Почему вообще в реальности он возник? Кто был первым, кто его разглядел? Как перекочевал в кино и литературу?

Вампилов лишний раз мне говорит, что у него был удивительный талант чуять время, понимать что-то такое про происходящее, что ещё никто не знал и не понимал. И он мог незаметно прорастить сквозь какие-то полубытовые, полуморалистские вещи большие социальные обобщения.

Любопытно, что «Прошлым летом в Чюлимске» (1971) выглядела очень современно в восьмидесятых-девяностых, у «Утиной охоты» (1967) абсолютно сегодняшние сюжет и герой (см. «Изображая жертву» Пресняковых), но я совершенно не представляю себе, когда могла бы восприниматься современной эта пьеса, "Прощание в июне". Такое ощущение свежести жизни, мне кажется, могло быть только в шестидесятых.