Больше рецензий

7 октября 2016 г. 16:10

23

































Мьевиль никогда не боится шокировать читателя, каким бы причудливым и непривычным не был бы очередной придуманный им мир. В данном случае - в постапокалиптический мир рельсоморья, где человечество поголовно пересело на поезда всевозможных типов и разновидностей - дизельные, паровые, заводные, парусные, даже один термоядерный найдётся. Они колесят по бескрайним пространствам отравленных земель, населённых кровожадными монстрами. И где-то есть край свет, рай, которые охраняют страшные механические ангелы... Причём, то, что у других писателей оставалось бы антуражем, не более того, у Мьевиля оживает, заставляя поверить в реальность происходящего (по крайней мере, в рамках романа). Автор органично вплетает в действие философию странствия, изменчивой и жестокой судьбы тех, кто каждый день рискует своей жизнью на рельсовых путях. Как и раньше, Мьевиль посвящает свой роман безумцам-мечтателям, для которых нет ничего невозможного. Такие герои у Мьевиля всегда доберутся до цели, и пусть не всегда результат способен оправдать их ожидания, свою награду они непременно получат.
В целом, параллелей с другими романами в "Рельсах" немало. Концепция железной дороги, как способа умчаться на край света, в поисках счастливой жизни, взята из "Железного совета". В брате и сестре Шроаках, да и в капитане Напхи есть что-то от пиратов-безумцев из "Шрама". Впрочем, концепцию Земли-свалки Мьевиль, и он этого не скрывает, позаимствовал у Стругацких. Что нисколько не умаляет заслуг самого автора.
Роман удался. Он "по-мьевильски" жесток и фантасмагоричен. Герои его неуютны, но их стремлениям и мечтам неизменно проникаешься. Финал, как всегда, получился открытым. У Мьевиля даже край света не является таковым. Даже за ним героев ждёт что-то новое. Но это уже другая история...