Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

30 сентября 2016 г. 19:14

475

5

Тема героев фильмов про войну
Или про первый полёт на Луну
Или про жизнь одиноких сердец
У каждого фильма свой конец

Никого не жалко никого
Ни тебя, ни меня, ни его.
Нет друзей и нет приятелей
Нет врагов и нет предателей
Многим из нас уже жить не хочется ...

Какие-то странности творились у меня с этой книгой. Когда она была выбрана в клубе на очередной месяц, я долго сомневалась и в конечном итоге записалась в последнюю минуту. Приступив к чтению, я бросила после нескольких страниц , решив, что позже, чуточку позже, а сейчас есть более интересные книги.Как-же я ошибалась. И приступив несколько дней спустя снова к чтению, меня уже было не оторвать. История героя, вернее его смерть, заинтересовала, манера письма, изложения автора подкупила, известный английский юмор радовал, несмотря на то, что смеяться -то по сути там не над чем. Только плакать и сожалеть. Сожалеть о потерянном поколении, о том, что их мечтам и надеждам не суждено было сбыться, стали прахом, что в жизни Джорджа Уинтерборна на поверку не оказалось того, ради чего стоило-бы жить, терпеть и вернуться не сломанным , уничтоженным войной.
Автор с первых страниц ставит читателя в известность, что герой умер и оплакивать его смерть некому , а дальше подробно останавливается на всех обстоятельствах его такой, по сути, непродолжительной жизни и вырисовывается грустная картинка, демонстрирующая, что всё шло к такой развязке.
Роман состоит из трёх частей, где каждая посвящена определённому периоду жизни Джорджа. Первая Vivace рассказывает о семье , в которой он родился , начиная с его бабушек и дедушек, его взрослении и становлении. Попутно автор проходится по многим стереотипам и лживым устоям общества, не щадя и не пытаясь смягчить удар. Его сарказму подвергаются браки по "ах любви", прогнившая система образования , лицемерие и ложь, как и вера, основанная на них.
Вторая часть романа Andante Cantabile рассказывает уже о взрослом Джордже, его становлении как личности , художника и мужчины.
И третья часть романа Adagio собственно посвящена войне, периоду по времени в жизни героя незначительному, но сыгравшему роковую роль, подведшему к черте и подведшему черту подо всем. И если первые две части романа читать порой даже весело, с интересом слушаешь, как герои рассуждают о всех прелестях "свободной любви" и сами-же порой страдают от этого, как предпринимают попытки борьбы с устаревшей и костной моралью, стремятся быть счастливыми , не смотря ни на что, то при чтении третьей части даже манера письма автора меняется. Здесь уже юмору нет и не может быть места . Здесь суровые солдатские будни, вонь, вши, бессмысленные приказы и ужасные смерти, холод и грязь, нечеловеческие условия и вопросы "Зачем ?" и "Ради чего ?". Даже отпуск не может разрешить его моральных дилемм, наоборот, только глубже и шире делает пропасть между ним и теми, кто по-прежнему живёт обычной жизнью, для кого то обстоятельство , что страна воюет не внесло никаких изменений в их заведённый порядок. Они также флиртуют, пьют, предаются развлечениям и рассуждают о высокой роли искусства и смотрят на него непонимающе и осуждающе.
И чем больше продвигаешься вглубь романа, тем ярче становится картинка, тем больше понимаешь героя и принимаешь его решение .
Ещё одна особенность книги - это авторские отступления, где Олдингтон рассуждает о том или ином вопросе. И это не только особенность романа, но и его большой плюс для меня лично, настолько всё логично , интересно и последовательно и даёт лучшее представление о том времени и дарит дополнительную пищу для ума.
Книга - просто восторг , несмотря на тему , отдельные куски , порой главы хочется перечитывать и думать, думать и перечитывать. Советую всем любителям драм и качественной прозы, пусть даже вы не любите читать про войну, пересильте себя и Олдингтон вас не разочарует.

Клуб Тлена и Безысходности. Октябрь 2016.

Ветка комментариев


Обязательно. ))