Больше рецензий

28 сентября 2016 г. 00:21

203

4 За неимением фей над его колыбелью склонился серийный убийца. (с) стр. 351

Перед вами - образцово показательное семейство Морванов: отец со старшим сыном Эрваном служат в полиции, младший Лоик - финансист, сестра Гаэль - актриса. Со стороны - счастливая и респектабельная французская семья. Но ведь у каждой семьи есть свои скелеты в шкафу, не правда ли? Грегуар, отец, властный полицейский, за спиной у которого немало подчищенных темных дел, время от времени поколачивающий свою жену. Гаэль - актриса-неудачница, которая спит со всеми подряд, чтобы стать звездой; для своего отца она просто шлюха. Лоик - алкоголик и наркоман со стажем, нестабильный и вечно убегающий от проблем человек. Мать Мэгги - двуликая женщина: в прошлом отвязанная хиппи и боязливая молчаливая жена в настоящем, терпящая побои мужа, отрицая его жестокость и всегда защищающая его самого. Согласитесь, изнанка семьи выглядела менее привлекательной. Вот за что я и люблю Гранже - в своих книгах он выставляет напоказ пороки общества, обличает и не боится говорить о них, заставляя читателя стыдиться и вызывая праведный гнев, но не мочь при этом оторваться от чтения.
Сначала он знакомит нас с Морванами, а потом на главную сцену выводит школу военной авиации в Бретани, куда Грегуар отправляет своего старшего сына на задание. Казалось бы: дело прозрачное - на посвящении новичков гибнет один из курсантов. Обычная дедовщина, скажете вы. И он берется за дело со всей своей ответственностью. Эрван, считающий себя самым адекватным и здравомыслящим членом семьи, задумывается об истинных причинах ссылки на это задание. Что же на самом деле произошло? Отец как-то замешан в этом деле? Гранже не был бы собой, будь всё так просто...
Единственный минус - слишком много политики. Мой мозг просто отказывался переваривать огромное количество имен и фактов. Но всё это меркнет перед мастерством автора в области описания жестоких убийств и изувеченных жертв. Меня восхитил modus operandi в книге "Лес мертвецов" (рецензию можно прочитать здесь), также и в "Лонтано" восхищает описание преступлений: как только можно додуматься до таких диких извращений и зверств? Откуда французский писатель всё это берёт? Наверное, нужно самому быть немного не от мира сего, чтобы из-под пера выходили такие гротескные вещи.
Книги Гранже шаг за шагом раскрывают один факт страшнее другого. Поток глав сначала течет равномерным чередом, потом внезапно сюжет делает невообразимый поворот, заставляя читателя ахнуть. Это мне и нравится в его романах: эффект неожиданности. Нет шаблонного ощущения: кто же убийца, читатель до последнего не может угадать полёт мысли автора. В "Лонтано" он превзошел самого себя по части разоблачения преступника.
Чем же грозит история "Лонтано" семейству Морванов? Сначала это было обычное дело о дедовщине в военной школе, но потом оно начало приобретать личный характер - угрозы Лоику, исчезновение Гаэль. Это только начало давно забытого кошмара.
И опять перед нами Африка, к которой писатель, видимо, питает особую симпатию, к ее верованиям, традициям, людям... Она завораживает и одновременно убивает всякое желание когда-либо отправиться в лоно язычества и анимизма.
Гранже после нескольких лет перерыва порадовал своих читателей долгожданной книгой. Я не смогла оставить это событие без внимания. Ожидания оправдали себя, и я искренне недоумеваю насчет негативных отзывов. Всё на своих местах: политические страсти, оккультизм, садизм, семейные передряги, человеческие чувства, жестокая реальность жизни; очередной щекочущий нервы ребус от Гранже. Или просто я ничего не понимаю в подобной литературе, или просто другие читатели зажрались на второсортных романах про зомби и вампиров...