Больше рецензий

27 сентября 2016 г. 17:50

240

5

Произведение Жана-Кристофа Гранже – как хорошее вино, – его нельзя выпивать залпом. Я смаковал эту книгу на протяжении почти десяти дней, и теперь с радостью могу поделиться общими впечатлениями.

ГЕРОИ «ЛОНТАНО»

Как ясно из синопсиса, основными героями романа являются члены семейства Морван:

Грегуар Морван – глава семьи, 60 с чем-то лет. Высокопоставленный чиновник МВД Франции, специалист по «грязным делам» и скрытым операциям. В общем, если нужно кого-то прикончить так, чтобы об этом никто никогда не узнал – это к Грегуару Морвану.
На мой взгляд образ Морвана-старшего явно перекликается с образом Вито Корлионе из «Крестного Отца». По крайней мере задумка делает персонажи очень похожими. Такой же преклонный возраст, следование собственному кодексу чести, но при этом – полная беспринципность; и конечно же, возведенная в максимум парадигма: «семья превыше всего». Грегуар Морван предстает перед читателями в неоднозначном образе. Лично я до сих пор не смог определить: кто он – тиран, прячущийся под маской заботливого отца семейства, или же искренний родитель, который несмотря ни на что, любит своих детей и оберегает их (и себя) всеми доступными способами.

Эрван Морван – его старший сын, де-факто главный персонаж «Лонтано», майор полиции, правая рука отца.

Лоик Морван – средний сын, финансовый гений, алкоголик и наркоман.

Его образ получился несколько карикатурным. Такой весь из себя красавчик, финансовый гений и, при этом, наркоман, сидящий на «химии» и кокаине. О других его недостатка умолчу, чтобы не портить впечатление о прочтении… Я думаю, Гранже нужен был образ, который бы периодически вмешивался в ход повествования и через которого главные персонажи могли бы влиять на развитие сюжета. Так и появился Лоик Морван.

Гаэль Морван – дочь, в прошлом анорексичка, неудавшаяся актриса, шлюха с амбициями «звезды».

«Долгие и мучительные страдания воспитывают в человеке тирана» – кажется, что эти слова Ницше посвящены именно Гаэль – главному цинику романа. Именно через нее Гранже транслирует боль, тяжесть и горечь существования в семействе Морван. На мой взгляд образ Гаэль получился сложным, лаконичным и убедительным.

Вообще, Гранже умело переплетает личные проблемы главных героев с сюжетной линией романа, о которой речь пойдет ниже.

СЮЖЕТ «ЛОНТАНО»

Гранже не был бы Гранже, если бы речь не шла об убийствах. В этом писателю просто нет равных! Однако, чтобы не повторяться и не давать читателям повода судачить: «Все! Гранже себя исписал!..», – в качестве декораций для сюжетной линии «Лонтано» автор выбрал мифы и верования народов Центральной Африки. Бах! Собственно, обложка говорит сама за себя: тотемы, идолы, обереги; магия и еще черт знает что… Гранже умело погружает читателя в грязный мир африканских культов и, основанных на них, жестоких убийств. (В книге, как всегда, много жутких – до отвращения – деталей…)

Я намеренно употребил слово «грязный». Однако оно относиться (нет, не подумайте!) не к народам Африки, а к той атмосфере, которую создает Гранже на страницах произведения: это настоящая грязь. Кажется, что автор стоит где-то неподалеку и, страница за страницей, швыряет в тебя ошметки из страха, безумия и мистических культов, перемешанных с множеством жестоких убийств.

Нечто подобное мне довелось испытывать только при чтении другого романа произведения Гранже – «Черная Линия». И мне было приятно почувствовать, что Гранже не растерял мастерства, и даже в своем одиннадцатом произведений сумел навести на меня те же эмоции, что много лет назад.

Рецензия на моем сайте