Больше рецензий

sasha_tavi

Эксперт

Слегка упоротый рецензент со специфичными вкусами

26 сентября 2016 г. 19:40

523

5

На десятилетие моей педагогической деятельности, коллеги собрались и подарили мне новехонькое переиздание "Педагогической поэмы" (вообще, всем нормальным людям обычно дарят сервизы, комплекты постельного белья, и прочие полезные в хозяйстве вещи, но видимо странный факт, что кто-то в наше время еще читает книги, запал коллективу в душу). Несколько месяцев я тоской поглядывала на увесистый кирпичик, украсивший полочку в моем кабинете, а коллеги с укором поглядывали на меня ("ага! а говорила, быстро читает!"). И вот, я взялась за ум и прочла.
Первое облегчение: это ни разу не методическое пособие, а "чистая" художка, никаких тебе педтеорий - настоящая жизнь. С настоящими живыми детьми, которых ни под один стандарт не подгонишь. С разными, не всегда хорошими педагогами, потому что хороших еще пойди-найди. В общем, в основном про людей, а не про идеи. Хотя идеи тоже есть (и как педагог я с ними скорее не согласна), но опыт самого автора нам и подсказывает, что любая самая прекрасная теория - сферический конь в вакууме. И работает только то, что а) разработано прямо на месте для этого конкретного коллектива, б) поддерживается личностью (и желательно масштаба Антона Семеновича), а не только системой. Но это я отвлеклась.
Второе, что меня очень порадовало - то, как книга построена. Это не совсем цельное повествование, скорее набор эпизодов из жизни трудовой колонии, выстроенных в хронологическом порядке. Этакие забавные, грустные, серьезные и не очень зарисовки-воспоминания. Плюс написано простым языком и создается полное впечатление неторопливого рассказа человека, которому есть что вспомнить, без прикрас и увиливаний. Поэтому читается книга очень легко.
И третье, я просто очень люблю советские производственные романы. И "Педагогическая поэма" - безусловно один из них, даром что производят здесь не какие-нибудь шарикоподшипники, а "новых, советских людей". Но весь процесс как на ладони: от развертывания производства, до его многократного масштабирования. Много описаний быта, не скрывает автор и все ошибки и неудачи, потому что знает: наибольшая ценность его опыта как раз в этих ошибках и их преодолении и кроется.
В общем, не прочитала - проглотила книгу с громадным удовольствием. Есть в ней чем восхищаться (а вернее кем, Макаренко - не человек, человечище!) и есть о чем подумать, а может что-то и применить, время покажет.

Ветка комментариев


Не сочтите за обиду, но как можно было думать, что "Педагогическая поэма" - методическое пособие?! Нет, всё же извините - это я со своей колокольни смотрю и придираюсь:) Я впервые проглотила эту книгу в 14. Причём, закрыв последнюю страницу, открыла первую и пошла по второму кругу:) Сколько раз потом читала - не знаю. Годами могла взять с полки, открыть, где откроется, и начать читать с любой страницы. В 15 лет купила 8-томник Макаренко и прочла от корки до корки - с письмами, статьями и т. д:)


Не, я, конечно, знала, что это художка, методическое пособие там в переносном смысле)) ну, знаете как бывает: на пять страниц сюжета - 150 страниц нравоучений и великих теорий автора) плюс в советской литературе о школе очень любили перегибать с пропагандой. так что ничего хорошего не ждала - оттого приятней вдвойне)