Больше рецензий

26 сентября 2016 г. 13:20

58

3.5 Просто мысли

Учителя стараются дать нам почувствовать, что мы ниже их. Может быть, это потому, что они чувствуют себя ниже других людей.

Сильвия Баррет – выпускница педагогического колледжа, полная энтузиазма и желания работать по специальности - устраивается работать в обычную школу Нью-Йорка. Почему ее называют школой для трудных детей, я так и не поняла – возможно, потому что государственная, а значит, берут всех. Автор рассказывает о первых двух (?) годах работы мисс Баррет, но обрывочно, поскольку книга написана в эпистолярном жанре.

Книга, в целом, хорошая, в какой-то степени даже жизнеутверждающая. Правда, на мой взгляд, Кауфман рисует еще приукрашенную картину. У нас, в России 21 века, дела обстоят гораздо хуже. С такой уверенностью говорю об этом, потому что тоже когда-то заканчивала педагогический колледж, и была такой же дурочкой, как Сильвия Баррет. Так вот: дети, заполнение «жизненно необходимых» бумажек и выполнение функций, не относящихся к твоей профессии – это не самое страшное.

Но больше всего времени у меня отнимает вовсе не преподавание. Известна ли тебе хоть одна профессия, где бы высококвалифицированные специалисты раскладывали карточки по алфавиту, разносили извещения, сторожили столовую?

Так как дежурные помощники освободили учителей от многих неучительских обязанностей, учителя приглашаются в канцелярию для получения дальнейших поручений.

Главная проблема – учителя. В книге многие из них, конечно, наплевательски относятся к преподаванию, но хотя бы не пытаются самоутвердиться за счет учеников и своих коллег. Или автору показать этого просто не удалось.

Там, где я работала (а это были школа и колледж), учителя и начальство кричали друг на друга в коридоре (например, за незаполненные вовремя бумажки или плохое поведение ученика из вашего класса на чьем-то уроке), обзывали детей шизофрениками, распускали сплетни о своих коллегах и презрительно относились к тем, кто уходил раньше 21.00.

Мать мисс Баррет была очень горда, что ее дочь – преподаватель. Не знаю, как там в США, но в России это не престижная профессия. И дело не в уровне зарплаты, а в том, что учителей не уважает, прежде всего, сама администрация школы: они всегда во всем виноваты и всем должны. Ученик часто пропускает школу? Не успевает по каким-то предметам? Значит плохо проводишь работу с родителями. Всего два раза за четверть пришел на урок? Как вы посмели не аттестовать его?! Это же рейтинг школы! Ну и т.д.

Остаются в школе только люди, которые либо живут по тем же принципам, что и его коллектив, либо меняются под него, что тоже зависит от типа личности. Вот и получается, что возможности что-то изменить просто нет.

Но я должна реально смотреть на вещи. Смогла ли бы я вынести то, что меня ожидает в Калвин Кулидже? Научилась бы ничего не принимать близко к сердцу, равнодушно пробивать табель, входя в школу, и с облегчением - выходя? Смогла бы я со временем ожесточиться, как Лумис, или стать такой же ворчливой, как Мэри?

Уволившись, я не только снова почувствовала себя человеком, но и сохранила возможность остаться собой.

К слову, какой бы хорошей не была мисс Баррет, ее заставили остаться обычное тщеславие и желание власти:

Вот почему я хочу учить, вот в чем вознаграждение за труд: постоянно воздействовать на ученика, изменять его жизнь.

По-моему, учитель просто должен очень любить детей.

Прочитано в рамках игры «Четыре сезона. Провинциальная хроника начала осени».

Комментарии


Там, где я работала (а это были школа и колледж), учителя и начальство кричали друг на друга в коридоре (например, за незаполненные вовремя бумажки или плохое поведение ученика из вашего класса на чьем-то уроке), обзывали детей шизофрениками, распускали сплетни о своих коллегах и презрительно относились к тем, кто уходил раньше 21.00.

Ого! А мне всегда казалось, что у учителей много свободного времени, особенно если ведешь какой-нибудь необязательный предмет типа ИЗО. И летний отпуск не 28 дней, а месяца два...


Как я поняла, это комментарий к "раньше 21.00" )) На самом деле, даже у учителя ИЗО есть методика преподавания и на каждом уроке должен быть план и соответствующий раздаточный материал. Для каждого класса свой. А это время. Я, как классный руководитель, также, как и Сильвия, каждое утро должна была отчитаться по отсутствующим - и причинам их отсутствия. А это звонки родителям. Плюс посещение и анализ уроков своего класса (минимум 10 в месяц), классные часы, школьные мероприятия, педсоветы и всякая отчетность. Открытые уроки (ко мне раза два в неделю приходили стабильно).

На самом деле, я раньше 12-1 ночи не ложилась, просто напрягала необходимость находиться именно в школе, поскольку нормально поесть нельзя (нет микроволновки, а на столовую - денег, это же разориться можно), класса своего нет, поэтому приходилось ютиться на задних партах во время чьих-то уроков, что отвлекает, плюс отсутствие компьютера (напечатать тот же раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями и т.п.)... Короче, все не так, как кажется. Говорят, на языковых курсах хорошо преподавать, у меня есть несколько знакомых.


Да, у меня тоже есть знакомые преподаватели: репетиторы, преподы в универе... Я бы и сама могла этим заниматься, но в данный момент не сложилось. Нагрузка умеренная, то есть ты сам эту нагрузку выбираешь и контролируешь. Но и в вузах бывает не все гладко, зависит от руководства. Как всегда, человеческий фактор...

На моей родной кафедре несколько лет назад поувольняли всех почасовиков, предложив им как альтернативу... поработать бесплатно. Вот это свинство, я считаю. В школе, я уверена, условия еще хуже, потому что это более закрытая система, чем вуз. Вернуться в школу в качестве учителя/ученика я бы не хотела однозначно, хотя мне со школой, считаю, повезло.

А что касается подготовки методики и раздаточного материала... мне кажется, у опытного учителя на это много времени не должно уходить, можно же воспользоваться собственными материалами, соответствующими данному периоду, которые проходили в прошлом году с детьми на год старше. Конечно, надо их видоизменить, что-то добавить, но в целом, это терпимая нагрузка, имхо ))


А что касается подготовки методики и раздаточного материала... мне кажется, у опытного учителя на это много времени не должно уходить, можно же воспользоваться собственными материалами, соответствующими данному периоду, которые проходили в прошлом году с детьми на год старше. Конечно, надо их видоизменить, что-то добавить, но в целом, это терпимая нагрузка, имхо ))

Теоретически, конечно, можно, правда, я так долго не работала )) Хотя здесь тоже есть оборотная сторона: многие втягиваются и сами не развиваются. А для учителя это важно.

Я английский преподавала, поэтому часто делала к общим материалам индивидуальные карточки для занятий на уроке и дома. В общем, слишком серьезно относилась к своим обязанностям ))


А мне кажется, вы все правильно делали. По-моему, хороший урок - тот, на котором интересно и учителю, и ученикам. У меня в школе английский был одним из любимых предметов ^~^