Больше рецензий

21 сентября 2016 г. 15:04

116

4 Борода из ваты: метаморфозы гламура и дискурса во вселенной чистого сознания

Вот и очередной роман Виктора Олеговича подоспел. Прочитала. И возникло странное ощущение: вроде и хочется написать рецензию, но вроде особо и не о чем. Да, еще одна модель мультивселенной, которая регулярно обновляется и переписывается высшими космическими расами… Интересно, да. Но чего-то не хватает.
Хотя злободневности тексту, как всегда, не занимать. В нем фигурируют такие сравнительно свежие мемы, как борода, вата, укры и рептилоиды. Надо понимать так, что борода – это нынешняя форма проявления гламура, а вата, соответственно, - мейнстрим современного отечественного дискурса. Ну а укры и рептилоиды – его (дискурса) жупелы. Однако в погоне за актуальностью не забыты и вечные ценности, такие как золото и космическое равновесие. Противостояние сил представлено несколькими уровнями – космическим (высшие расы), политическим (Россия - США), идеологическим (вата – цивилизация), эзотерическим (чекисты - масоны ) и ценностным (золото - доллар). Да-да, золото, а вы что думали, рубль наш деревянный?
Кстати, о дереве, древесине, свежеструганных досках, матрешках и тому подобных фетишах. Их изобилие в тексте объясняется очень нестандартной сексуальной ориентацией одного из главных героев. С этой темой автор уже кое-где экспериментировал, но там объекты влечения были хотя бы человекообразны. Тут же герою и готовый Буратино не требуется, достаточно заготовки. Смешно, хотя и несколько заборно.
Как и многие из предыдущих книг, «Лампа Мафусаила» по форме представляет собой составной роман. В нем четыре части разного объема и жанров - жанровая принадлежность каждой из частей заботливо указана автором на первой странице. «Производственная повесть» из жизни брокера мне показалась весьма скучной. По крайней мере, «производственная» ее часть. Обилие специальной терминологии очень затрудняет чтение, а долгие рассуждения о том, что деньги (или золото) правят миром, довольно банальны, хотя Пелевин и облекает их, как всегда, в затейливую форму. Кое-какое оживление возникает лишь с появлением на сцене «веществ». Тут начинается увлекательное путешествие в мир чистого сознания, разные интересные открытия, в общем, кто хоть раз читал Пелевина, тот поймет.
Во второй части – «космической драме» - действие развивается динамичнее и повороты сюжета круче. Это, пожалуй, самая интересная часть романа. Сюжет навеян не иначе как измышлениями про «рептилоидов», заполонившими в последнее время наше информационное пространство. Далее идет «исторический очерк» – очередная трактовка исторических событий с позиций эзотерики. На этот раз роль тайного двигателя истории берет на себя масонский орден. Эта тема так бородата, что автор, видимо, решил, что она хорошо подойдет текущему тренду. Тут как раз возникает лампа Мафусаила, давшая название всему роману, - но возникает совсем ненадолго, лишь как невнятный артефакт, послуживший тайной причиной охлаждения отношений между Россией и Западом. И последний сюжет – «оперативный этюд» - описывает работу генерала российских спеслужб по налаживанию этих самых отношений. Действие происходит все в том же пространстве сознания, генерал контактирует с теми же сущностями, с коими общался и незадачливый брокер, только на профессиональном уровне.
В общем, все красиво закольцовано и состыковано, все скрытые смыслы объяснены, вселенная приведена к общему знаменателю – Всевидящему Глазу. Мне, кстати, запомнилась идея о том, что осознавать и желать – это задача человека, а не Бога, и нечего на Него перекладывать свою ответственность. Ценная мысль, но подана как-то так, между прочим…
А вообще, пока писала рецензию, поняла, чего не хватает. Такой глобальной мысли или эмоции, которая по прочтении еще долго не давала бы покоя. Такой, какие были в ранних его романах и повестях. Сами-то мысли вроде на месте, никуда не делись, но сейчас они уже как «осетрина второй свежести», не дающая захватывающего чувства открытия, а только удовлетворение от посещения хорошо знакомого аттракциона. Ко всему привыкаешь, увы, даже к американским горкам. Но, как пишут коллеги-рецензенты, спасибо уже хотя бы за то, что мысли вообще есть!