Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2016 г. 07:54

3K

4 Гобелен с перебором в деталях

Если я читаю нон-фикшн в электронном виде, конечная его оценка сводится к тому, захочу ли я купить его в бумажном виде или нет.

Хёйзингу я читал именно в электронном виде. Это делает ужасно неудобным переход к источникам и примечаниям, так что бумажную книгу я заказал, но пока не забрал. Меня всё время что-то останавливало, когда в обеденный перерыв ноги так и несли меня к ближайшему пункту доставки.

картинка red_star
Жан Фуке. Антверпенская мадонна (1450). Картина обсуждается в книге

В своё время наш широко известный Shishkodryomov довольно забавно троллил какого-то наивного читателя, искавшего для себя ответа на вопрос жизни и смерти – как правильно готовиться к прочтению некоторых книг? Что именно читать до? В ответ на это Shishkodryomov к какому-то опусу приложил список из пары сотен наименований, начинавшийся с Библии и уходивший в невероятные дебри схоластики и казуистики, что было воспринято адресатом с благодарностью. Нельзя сказать, что Хёйзинга требует от вас чего-то подобного, но знание общей канвы позднего Среднековья вам понадобится.

Ибо «Осень Средневековья» отнюдь не нарративная история. Здесь нет ни прямолинейного изложения, ни вообще последовательности событий. Его книга – попытка поймать неуловимое, схватить за хвост философию истории, понять взаимосвязи всего и вся. В этом, пожалуй, её прелесть, в этой тотальности, всеохватности. Что-то подобное пытался сделать в своей епархии Фернан Бродель несколько позже, в своих трёх томах Материальной культуры , только Хёйзинга пытается связать именно что нематериальное.

картинка red_star
Портрет четы Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434. Картина обсуждается в книге

Книга вышла в 1919 году, после только что ставшего историей коллективного самоубийства Европы. Это не могло не сделать взгляд автора, направленный в прошлое, довольно мрачным. Перед нами какой-то выморочный мир, в котором всё потеряло содержание, оставшись лишь формой. Вера вроде бы пронизывает всю жизнь человека, церковь вроде бы наконец победила, насытила собой всё, но в этой победе – её поражение, ибо такая повсеместность утомляет людей и смыслы искажаются, профанируются и обесцениваются. Именно в понимании, в анализе этого диалектического перехода сила книги.

Слабость же её в том, что автор слишком много рассуждает и приписывает. Нет, он крайне осторожен и совсем не злонамерен, однако же слишком зыбка почва у него под ногами. Крайне трудно верить ему на слово в том, что думали и чувствовали персонажи этой колоссальной драмы времён. Контраст нельзя не почувствовать, если ты уже что-то читал об этих людях. И о devotia moderna, и о Великой Схизме, об Эразме и Виклифе. Есть у меня хорошая нарративная книга об этом - Reformation: Europe's House Divided , контраст очень уж заметен.

картинка red_star
Гентский альтарь, фрагмент, Хуберт и Ян ван Эйк, 1432. Объект обсуждается в книге

Сама манера изложения, суховатая и перескакивающая, напомнила мне книгу отечественного классика историографии Средневековья – Арона Гуревича . Правда, он выглядит достаточно бледной тенью Хёйзинги.

Наш голландский специалист твёрдо встаёт на землю только тогда, когда от разжёвывания представлений о рыцарской чести и образов иерархии переходит к искусству. Тут его мысль течет куда быстрее, а примеры становятся намного занятнее. Это не упрёк другим главам, без них портрет времени не был бы полон, да и историк сильно ограничен источниками, это просто данность. Но и превосходство глав об искусстве – данность.

Огромное спасибо Хёйзинге за рассказ о ван Эйке. Я знал о нём понаслышке, но теперь он куда прочнее войдет в мой личный пантеон. И не только он. Сам Хёйзинга настаивает, что позднее Средневековье было миром визуальной культуры, так что не удивляйтесь обилию иллюстраций к этому отзыву. Кстати, в этом контексте разговоры о наступлении нового средневековья не лишены основания – наша с вами культура стремительно утрачивает свою литературоцентричность и скатывается к примату визуального прямо у нас на глазах. Все эти демотиваторы, гифки, видеообзоры и прочая – шаг назад, к средневековью, к отсутствию прогресса и бесконечному тиражированию деталей (каюсь, сам в этом грешен). Да и зверства постоянно идущих войн всех против всех как бы намекают нам…

Несмотря на сильное впечатление, которое сумел оставить автор, несмотря на всю убедительность его рассуждений и мощь посыла, я так пока и не решился забрать бумажную книгу. Не в том ли дело, что с современной точки зрения она слишком мрачна?

Прочитано в качестве бонуса Б в сентябрьском туре игры «Долгая прогулка», команда «Ё и другие буквы»: Clickosoftsky , Maktavi , red_star и strannik102 .

Комментарии


Скатывание к Средневековью...
Страшно.


Может, мы все просто зануды и моралисты, которых всегда хватает?


Нет, дело просто в том, что образ Средневековья, существующий в головах у большинства людей и пропагандируемый масскультом, не имеет почти никакого отношения к реальной жизни в этот период и реальным взаимоотношениям людей.


А как было? Это не подначивание, просто интересно к чему именно ты клонишь.


Я веду к тому, что 1) Средневековье очень протяженный по времени процесс 2) в разных регионах (даже Европы) и в разное время Средневековье выглядело очень по-разному 3) в этот период происходило множество очень сложных процессов, часть из которых ныне воспринимается утрировано, часть общей публике не известна в принципе 4) утверждение "О Боженьки Исусе, мы возвращаемся в Средневековье, как страшно жить" является некорректным и, по сути, бессмысленным. Это вкратце, так как на эту тему можно распинаться довольно долго и нудно, но я уверен, что ты меня легко поймешь.


Да, понял. А по предмету - инсинуация на тему возвращения Средневековья в связи с визуализацией культуры. Как ты эту связь оцениваешь? Именно в контексте сложного, многовекторного и разнорегионального Средневековья.


Конечно, отвечая на твой вопрос, хотелось бы лучше знать, о чем пишет Хейзинга, а то получится как у Софронова на общемосковском собрания писателей 31 октября 1958 года: не читал, но осуждаю. Если же рассуждать вообще, то наша культура всегда была визуальной. Когда мы говорим о, скажем, литературоцентричной культуре, то а) этот период был весьма кратким б) относится в основном к элите общества. Так что ничего необычного, странного, страшного не происходит: всегда большая часть социума будет ориентирована на визуальное восприятие - оно проще, понятнее и, как бы сказать, стандартизированней, то есть имеет общий смысл для большого числа людей. Подытоживая, использую упомянутое тобой слово инсинуация: вот именно оно и есть.


Хорошо сказал, особенно о литературоцентричной культуре. У меня сходное отношение к распространенной болтовне о снижении грамотности - просто теперь в широком доступе гораздо больше текстов, постов, комментариев тех, чье правописание раньше не было открытым, было спрятано в личной переписке и др.


Эк мы с тобой спелись! Кардинал и галантерейщик - это сила!


Я как раз "Трех мушкетеров" перечитываю.


спасибо Хёйзинге за рассказ об ван Эйке. Я знал о нём понаслышке

Это художник, у которого все персонажи на Путина похожи?


Угу )


У Эко помнится было небольшое эссе на тему, что Средние Века уже начались


Спасибо, слышал, но не читал. Поищу.


Все это происходит от того, что само значение слова Средневековье утратило свой смысл и может быть прикреплено к чему угодно, став этаким жупелом, бессмысленным и беспощадным.