Больше рецензий

13 сентября 2016 г. 21:18

418

0 Хью Кеннеди «Двор халифов»

Ссылаясь на автора эпохи халифата Аббасидов Аль Истахри и его труд «Массалик аль-Мамалик», Кеннеди пишет о халифе Маноуре: «Большая часть его времени приходила в чтении и осмыслении отчетов разведки. Он целиком доверял организации под названием барид. Обычно это слово переводится как «почта», но, хотя донесения содержали также официальные материалы, их сообщения были намного шире. Агенты барида действовали в каждом городе и в провинции как некая структура, альтернативная правительственной, они напрямую сообщали халифу о поступках управляющих, кади, т. е. судей, а также о таких мирских, но весьма важных делах, как изменения цен на основные предметы потребления. О любых волнениях и проблемах сообщалось халифу. Мансур придавал огромное значение хорошей разведке и считал наличие агентов барида одним из устоев своего режима».
Сегодняшние реконструкторы халифата — ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ), считают, что чем мракобеснее, тем истиннее. При этом халифат эпохи Аббасидов для них является золотым веком. Тем любопытнее та картина, что реконструирует Хью Кеннеди, опираясь на множество источников того времени и обильно их цитируя. Перед нами предстает вполне светское государство, во главе с прагматичными политиками, а не религиозными фанатиками. Приведу занятный пример. Кеннеди описывает гарем (хурам), ссылаясь на автора того времени Джахиза:
«Женщины попадали в гарем также благодаря своим талантам, музыкальным или певческим. Восьмой и девятый века были наилучшими временами для девушек, обладавших слухом и голосом. В социальной среде, где свободных женщин из уважаемых семей все больше ограничивали и прятали, певица, причем именно рабыня, могла принимать своего хозяина и его друзей (или, в некоторых случаях его наложниц). Как гетеры классической Греции или гейши традиционной Японии, многие из этих девушек имели прекрасное образование, были искусны и остроумны. Вместе с мужчинами надим (веселыми компаньонами) они являлись основными носителями дворцовой культуры того периода (прим.автора — интересно, что напишут об окружении Аль-Багдади и кто в нем окажется носителем культуры. И какой).
Вопрос, была ли девушка свободна или же являлась рабыней, не всегда ясен, Согласно рассказу Джахиза, Мамун спросил девушку из свиты Зубейды, свободная она или рабыня, на что та ответила, что не знает. «Когда моя госпожа сердится на меня, она говорит, что я рабыня, когда она довольна мною, то говорит, что я свободная». По предложению халифа она написала Зубейде письмо, в котором спросила о своем статусе, и послала его голубиной почтой. Вероятно, выпал хороший день, поскольку пришел ответ, что она свободная».
Полезно взглянуть на, казалось бы, абсолютно ясное и устоявшееся явление с необычной точки зрения. Кто свободнее, формальная рабыня из гарема, образованная принимающая гостей, или же формально свободная, молчаливо сидящая за занавеской? Или же дело в самой эфемерности слова «Свобода»? А свободны ли современные футболисты, связанные контрактами и продающиеся из клуба в клуб? Да, контракты многомиллионные, но и клетка бывает золотая. Чем они отличаются от гладиаторов Древнего Рима? Или кто-то верит, что гладиаторы были невольниками и сражались исключительно по принуждению, за еду, а их социальный статус был ниже низшего? А может быть, восстание Спартака было всего лишь аналогом локаута игроков НХЛ, конечно же, с поправкой на условия / колорит эпохи?
О крахе халифата Аббасидов в начале Х века. Кеннеди пишет скомкано, сжато. А жаль. Чего стоит хотя бы вот эта фраза: «разбойники-бедуины украли даже священный Черный Камень из Каабы в Мекке». Если честно, не очень понимаю, как можно такую глыбу украсть. Примерно то же, что украсть Сфинкса или Пирамиду. Важно скорее указание на сей камень как центр Ислама, его потеря привела бы к развалу единой религии на множество враждующих сект (это не мое мнение, а религиоведов). Утеря камня один из признаков конца времен. Мирча Элиаде пишет: «Приближение конца времен отличается глубоким вырождением людей и особыми знамениями: Кааба исчезнет, страницы Корана станут просто белыми страницами, произнесший имя Аллаха погибнет итд». В одном из номеров «Русского Образа» историк Вольфганг Акунов писал о попытке знаменитого рыцаря-крестоносца Рено де Шатильона (в к/ф «Царствие Небесное» можно увидеть голливудскую карикатуру на его образ) провести рейд на Мекку, высадив десант в Аравии, именно с целью уничтожения Черного Камня (будучи тамплиером, Рено де Шатильон понимал суть вещей и сокрытые смыслы), которая не удалась, крестоносцам пришлось отступить, не дойдя 70 км до Мекки. Не исключаю, что в XXI веке эта попытка повторится, а исполнителями будут пилоты «Хель Хаавир», при этом допускаю, что на крыльях у них будут не голубые звезды Давида, а, скажем, символика ВВС Исламской Республики Иран.