Больше рецензий

Kvertoff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 сентября 2016 г. 12:02

122

3

Если вспомнить старую добрую пословицу "Всяк человек сам кузнец своего счастья", то в устах француза Эмиля Золя она приобретает совершенно противоположный смысл и звучит как-то зловеще. В романе "Тереза Ракен" главные герои старательно копают себе яму, в которой будут погребены в итоге. Сам автор в предисловии пытается защитить себя и свое творение от нападок критиков, объясняя замысел романа тем, что он всего лишь изучал темпераменты, а вовсе не собирался писать гнусную бульварщину о прелюбодеянии. Это предисловие было лишним, на мой взгляд. Его можно было бы разместить в конце книги, чтоб читатель, который сам не придет к такой мысли, мог взглянуть на прочитанное глазами автора. Хотя вряд ли кто-то станет упрекать Золя в безнравственности, потому что каждому персонажу он воздает по заслугам. И честно говоря, никто из них не заслуживает жалости, потому что каждый настолько эгоистичен в своих суждениях и поступках, что напоминает не человека разумного, а примитивное животное, жаждущее удовлетворить только свои потребности. Все герои старательно делают вид, что проявляют заботу по отношению к другим, но на самом деле им глубоко плевать на чувства окружающих. Вот, например, г-жа Ракен задумала поженить своего ненаглядного сыночка на племяннице и сделала это, потому что ей будущее видится именно таким, потому что сиротка должна будет заменить её после смерти и обхаживать тепличное растение.

Тереза не более виновата в случившемся, нежели остальные. Поначалу даже сочувствуешь ей, ведь для окружающих она была не живым человеком, а тряпичной куклой. Отец в детстве подарил её тетке, та вздумала лечить от несуществующих недугов за компанию, по желанию мужа перевезли в Париж и поместили за конторку затхлой лавки. И никто не задался вопросом, а чего хочет сама Тереза? Кроткая неудовлетворенная женская натура жаждала любви, свободы, полноценной жизни. Стоит ли винить человека с жаждой за то, что он пьет воду, необходимую для поддержания жизненных сил? Вина Терезы не в измене пассивному супругу, а в том, что она перестала считаться с другими, удовлетворяя личные интересы. Да и откуда ей знать о других ролевых моделях в отношениях, если кругом были примитивные примеры ограниченных людей, не видящих ничего дальше своего собственного носа? Это потом совесть пробудилась, когда героиня стала анализировать свои поступки, начитавшись книг. Она, конечно, изначально понимала, что поступает неправильно вместе с Лораном, но не осознавала, как жить дальше с тяжким бременем угрызений.

При минимуме действий и обилии душевных переживаний Золя пишет легко, доступно и атмосферно, погружая читателей вместе с персонажами романа на самое дно, откуда им уже не выбраться. Хотя мне больше импонирует его "Западня" всё-таки. На мой вкус "Тереза Ракен" слишком уж простовата в плане сюжета, который развивается довольно предсказуемо. От книги остается ощущение скованности. Во-первых, некуда развить любовную интригу, потому что автор ограничил ее классической фигурой в форме треугольника. Во-вторых, описание тесных каморок и маленьких комнатушек, постоянного повторения распорядка дня заставляет читателя вместе с героями ходить по замкнутому кругу. Мой интерес постепенно стал угасать в ожидании закономерного финала. Тут тоже есть сильные эмоциональные эпизоды, от которых мороз идет по коже, когда, например, читаешь о муках несчастной старухи. Но, увы, никакой интриги. Да и элемент мистики оставил меня равнодушным. Тем не менее, советую почитать любителям психологических романов.

Комментарии


когда же я уже до Золя доберусь?))
А я предисловия стараюсь не читать. Люблю заходить в роман свободной от мнений и установок.


Да, их лучше пропускать, потому что спойлеров много.