Больше рецензий

Esdra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 сентября 2016 г. 11:01

242

5 Конец света по Пиньолю. Острожно - спойлеры!

Сборник рассказов «Золотые века» это хронологически первая книга каталонского писателя Альберто Санчеса Пиньоля, изданная в России с небольшим перерывом после его мировых бестселлеров (романов «Холодная кожа» и «Пандора в Конго»).Сборник рассказов «Золотые века» это хронологически первая книга каталонского писателя Альберто Санчеса Пиньоля, изданная в России с небольшим перерывом после его мировых бестселлеров (романов «Холодная кожа» и «Пандора в Конго»). Новеллистика Пиньоля очень разная и однозначно ее оценить не получится - какие-то рассказы вас зацепят, какие-то увлекут, а какие-то вы просто пропустите мимо.
Рассказ "Конец света" входит именно в этот дебютный сборник новеллистики каталонского писателя. Пиньоль мастер литературной игры и в своих рассказах он достигает в этой игре филигранного мастерства. Безусловно, рассказ "Конец света" - это постмодернистская игра со смыслами. Даже манера повествования настраивает нас на такую игру в стиле рассказов Эдгара По или Натаниэля Готорна, но это именно игра и игра в прятки с читателем. Пиньоль погружает нас в мир героев, показывая какую злую шутку с нами могут сыграть чувства и ассоциации.
Героями рассказа являются три "выдающихся" человека. Вот как их характеризует сам писатель: "Эти люди благополучно обустроились в некой пограничной области между роскошью и духовностью, между высокой литературой и игрой ума. Все они были чрезвычайно богаты, чрезвычайно холосты, чрезвычайно образованы и чрезвычайно отважны. Верно, однако, и то, что в их случае трудно было провести границу между „чрезвычайно“ и „слишком“. Три главный героя появляются в повествовании как три символа человеческого существования. И их внешняя жизнь сначала кажется каким-то выдающимся подвигом, тем, на что обыватели не способны.
Первый герой предстает перед нами как отважный герой и первооткрыватель. Но есть в этом свое НО... "Первый был здоров как бык и успел принять участие в нескольких арктических экспедициях. Этот человек с сильным характером, обладавший большими инженерными способностями, избежал участи Маринетти, который потерпел катастрофу на своем дирижабле и затерялся в полярных льдах вместе с другими восемнадцатью членами экспедиции. Судьбе было угодно, чтобы как раз в это время у нашего героя возникли неожиданные проблемы с почками, и ему пришлось отправиться в Марсель и лечь на операцию". Все трудности, которые он переживает, кажутся какой-то игрой изначально, словно играючи ускальзает от превратности жизни. И мы видим иронию автора: "На пресс-конференции было больше эмоций, чем вопросов; больше итальянцев, чем французов, два англичанина и один представитель Квебека. Бывалый исследователь Арктики отвечал на вопросы, положив перед собой руки, пальцы которых были переплетены, — сплав свинца и стали. Когда кто-то заговорил о том, что ему очень повезло, наш герой заметил, что не понимает, о какой удаче идет речь: если бы он был на борту, Маринетти никогда не совершил бы трагической ошибки". По сути герой является воплощением и символом тщеславия.
Второй герой не менее ярок, чем его друг. "Где бы он ни появлялся, в частной обстановке или на публике, у всех окружавших его людей создавалось впечатление, что они являются свидетелями самого главного события человеческой жизни. Любые свои действия он возводил в категорию факта исторического". По сути он ничего никогда не делает, но при этом всегда создает видимость значительности. Являясь обычным свидетелем исторических событий, он приковывает к себе взоры окружающих, и они начинают придавать его молчанию метафизический смысл, которого он на самом деле лишен. Он лишь фикция, симуляция смысла. "Некоторое время спустя в театральной ложе Линкольн упал, сраженный пулями убийцы. Совершенно случайно наш герой тоже пришел в роковой день на спектакль. Все приняли его за врача, и он пощупал пульс умирающего. Не стоит и говорить, что последние слова великого президента были обращены к нему, и только к нему".
И третий герой рассказа тоже чвялется свобразным интеллектуальным зеркалом своих друзей. "У третьего из друзей был могучий интеллект, он обладал мудростью слона. Быстрота мысли, достойная Вольтера, сочеталась в нем с настойчивостью термита. Все его существование представляло собой путь от философии к гедонизму, не имеющий никакого отношения к политике. Внешностью он напоминал Христа в его лучшие дни — во время свадьбы в Кане Галилейской, — только вот бороды он не носил. Он был прирожденным мистиком, поэтом, которого ничто не обязывало писать стихи". Интересно, что третий герой, этот интеллектуальный "гений", также не представляет собой ничего значимого, но создает собой видимость значительного. "При таком состоянии ему не надо было ни учиться, ни работать, однако, следуя призванию, он дошел до должности профессора философии, хотя отнюдь не горел желанием занять кафедру. Он располагал прекрасной дикцией, цепкой памятью и написал три книги, которые постоянно переиздавались; ни одна из них не стала явлением исключительным, но все могли служить примером научного труда". Он внезапно удаляется... на остров Эльба (тут явные аллюзии с Наполеоном), а потом возвращается к друзьям и говорит, что наступил конец света.
Друзья решают покончить со своим существованием особым способом. Один пишет самую выдающуюся книгу, которую отсылает самым известным писателям, которую те по прочтению должны сжечь. "Эта книга исчезнет вместе со мной. Я стану для них наслаждением и болью" - говорит он. Второй продает все свое имущество, покупает самый дорогой алмаз, распиливает его и зашивает в тело, чтобы с его смертью это богаство разлетелось в разные стороны. "Я надеюсь, что какой-нибудь пушечный залп разбросает по всем уголкам Кубы такие крошечные осколки алмаза, что он не пригодится даже археологам будущего, ибо не имеет права на существование". А третий вызывает на дуэль австрийца благородных кровей, побеждает его и требует, чтобы тот совершил самоубийство в тот день, когда узнает о смерти своего соперника (тут явная аллюзия на начало Первой мировой войны).
Они идут на войну США и Испании за Кубу, чтобы быть там убитыми, но остаются живы. Вся их жизнь - это сплошная симуляция - симуляция подвига, симуляция значимости и симуляция интеллекта, они сами являются образом мира, в котором смысл подменяется видимостью смысла и таким образом конец света наступает тогда, когда героям становится очевидным бессмысленность того, что они делают и что собой представляют. А есть ли смысл вообще? Ибо "дело было в том, что волею рока сторона тех, кто властвует над миром, не являлась местом географическим, они сами были этой стороной".
Poner fin a la comedia, caballeros!

Источник