Больше рецензий

4 сентября 2016 г. 18:05

456

3.5 Холод теней

На что похож мир Смерти?
1. Длинная, продуваемая ветрами, ледяная река, полная дрейфующих душ;
2. звёзды всегда и всюду, во всех направлениях;
3. небеса (облака, ангелы, золотые ворота);
4. преисподняя (пламя, сера, демоны);
5. ничего.

Наверное, это карма, что все книги, которые вызывают у меня при первом взгляде желание "Хочу-хочу-хочу-куплю-украду", затем оказываются не то, чтобы полностью разочаровывающими, но чем-то таким, что вызывает моё желание сказать распространённое "Вещь очень не моя" (перечитала предложение и выкинула несколько пунктов из корзины Озона).

Оливию бросила мама и она с отцом и его матерью (бабушка Нонни) перебрались жить в симфонический холл. Своего отца маэстро Сталлателлу Оливия ненавидит: за то, что у него не было денег, за то, что им пришлось продать дом и жить в одной из гримёрок, за то, что он слишком много времени уделял попыткам спасти свой нищающий оркестр, а не семье и за то, что устроил скандал в последний день из-за чего мать ушла. Мать Оливия тоже в глубине души ненавидит, что прорывается в её снах, ненавидит за то, что уже столько месяцев та не подаёт о себе никаких вестей.

И тут во всю эту семейную вакханалию влезают привидения, живущие в концертном зале. Каждое хочет найти нечто, что является "якорем", который удерживает их в этом мире, чтобы переправиться в мир Смерти. Ещё на привидений и живых охотятся Тени - это те привидения, которые потеряли надежду, побывали в Лимбо и теперь просто животные призрачного мира, охотящиеся и полные ненависти. Противостоять им, кстати, нельзя. А на вопрос, что такое мир Смерти нет особого ответа, хотя намёк на будущее "ничто" довольно толст, даже кое-кто из призраков боится "двигаться дальше". Ваши дети ещё не боятся смерти? Тогда мы идём к вам.

Проблема в том, что автор писала книгу по сути сама прощаясь с матерью, умирающей от рака. Потому вся книга ведёт к эпизоду, где Оливия наконец встретиться с матерью, чтобы последняя смогла попросить прощения у дочери, что оставила семью. И все остальные сюжетные линии не сказать, чтобы были направлены на интриги и приключения, автор просто очень хочет, чтобы её героине сочувствовали. И, увы, выпрашивание жалости начинает быстренько вызывать какие-то мерзкие и неприятные ощущения.

Оливия просит у местной эксцентричной пары, содержащей кафе, по фамилии Барские, работу. Но при этом вываливает сразу всё - и мама бросила, и денег нет, экономический кризис, и вообще всё так ужасно вместо дома живём под мостом в гримёрке. Барские обещают давать по двадцать баксов, машут руками, мол, ладно, если ты настаиваешь, по двадцать минут в день будешь ещё столы вытирать. Только это, того, мне ещё рисовать нужно, вы меня особо работой не загружайте, требует девочка. Гм. Потом девочка ещё на Барских, почувствовавших в себе талант спиритов, и перевесит всех призраков, которые стекутся к Оливии, как прослышат, что она взялась кому-то помогать "двигаться дальше". Гм-гм.

И вот в этих отношениях с живыми людьми всегда есть какая-то однобокость. Вроде вот есть мальчик Генри Пейдж, подрабатывающий в оркестре, которого Оливия не любит, потому что у него "абсолютно идеальная жизнь". Именно он станет ей другом и будет помогать освобождать привидений, а потом выяснится, что жизнь его совсем-совсем не идеальная, до состояния - никто бы с ним местами не поменялся. Окей, девочка осознала, что глупо судить о людях по внешнему впечатлению, но а если бы жизнь у Генри всё-таки была бы именно такой идеальной, как представлялось Олив, то завидовать ему и посылать его подальше только потому, что у него "так всё идеально", было бы нормальным? То же и с мальчиком Марком Эвереттом, бывшим лучшим другом Генри, который постоянно задевает Олив. Быть может, он и вправду урод уродом, но он же был когда-то лучшим другом всего такого ответственного и доброго Генри, не? И как-то второй аспект, что Олив случайно отбила лучшего друга у этого Марка, тоже не всплывёт. Девочка Джоан Доусон, которая болеет тем, чтобы организовывать движения, раздавать листовки и против чего-то бастовать - уж слишком комичный персонаж, который несмотря на всё хорошее, вливается в компанию только когда становится полезна.

Я придираюсь, да. Потому что не не хватило того персонажа, которому я бы поверила и смогла переживать. Я верю только в один аспект - в боль Олив, которая любит и скучает по матери. Потому что только в эту боль автор заложила нечто своё. И всё танцует только вокруг этого и приносит в жертву любую заявку на реальность. Маэстро страдает по ушедшей жене, старается восстановить оркестр только потому, что "так всё будет нормально и она вернётся" и находит черты жены в заполонивших зал тенях. Дочь видит его страдания, но её это не трогает. Да неужели? Вроде бы её раздражение против матери должно при этом возникнуть. Странная бабушка со стороны матери, которая за весь год так и не проявилась и не попыталась взять к себе внучку, которая лишилась дома, ладно бы рассказать о судьбе матери (догадайтесь сами, что там с матерью, раз уж всё одно к одному). Ну и призраки. Каждая их история - это попытка ещё немного вызывать жалость: слёзы, позы, все страдают. Есть даже пара призраков из будущего. Объяснение, как это возможно, меня не убедило вконец, кстати, герои тоже остались в недоумении.

Я не буду говорить, что книга плоха и кошмарна, если она придётся вам под настроение, то вполне себе сгодится скоротать вечер. Но чисто литературно писательница сюжет не вытянула. Все эти поиски "якорей", попытки спасти театр - это только попытки выдавить ещё и ещё жалости из читателя. Я понимаю, что человеку, который борется с горем утраты, тяжело писать о чём-то кроме боли, но и собственная меланхолия мешает ему видеть, насколько механичные ситуации он создал. Автор пишет неплохо, но эта книга не сказать, что может со многими совпасть по настроению.

Комментарии


Я так понимаю, целевая аудитория, в первую очередь, дети? Такое ощущение, что с помощью этой книги она могут понять, что такое депрессия))


Честно сказать, так понимаю, что было рассчитано на "дети должны понять, что такое утрата", но из-за странных реакций гг фиг дети что поймут.
Я так остро реагирую на недостоверность и моральные сбои в детских книгах, что сама была книжным ребёнком и меня вот такие книги учили всякой фигне)))


сама была книжным ребёнком и меня вот такие книги учили всякой фигне)))

понимаю)))