Больше рецензий

28 августа 2016 г. 23:17

413

3

Одна из немногих книг из области популярной лингвистики, заинтересовавшая меня еще до появления перевода на русский.
Книга произвела двойственное впечатление.
Что не понравилось: самоопровержение автора. Или я что-то упустила, или он действительно начал вторую часть с утверждения полной несостоятельности гипотезы Сепира-Уорфа, а закончил часть (и книгу) допущением, что доказательства влияния языка на мышление и восприятие косвенные, но все-таки есть (но учтите, что мы располагаем весьма слабым инструментарием, так что с нас взять!..) Гай Дойчер усиленно ищет прорехи и в вышеупомянутой гипотезе, и в работах Гумбольдта (на что позарился, а!); сам же автор популистски называет бредом предположения вековой давности, при этом обладая скромной доказательной базой в пользу СВОЕГО утверждения. Несолидно как-то, учитывая, что гипотеза Сепира-Уорфа дала начало целым направлениям современной лингвистики, в рамках которых проводятся многочисленные и небезрезультативные исследования.
Еще минус: автор любит повторяться. Честно, лучше бы больше примеров привел, чем повторял сам себя. Но это я придираюсь.
Что понравилось: это современная книга, написанная легким языком для широкого круга читателей. Есть надежда, что она привлечет внимание к лингвистике вообще и к вопросам связи языка и мышления в частности.

Комментарии


Про Сепира-Уорфа - это культуральное :) на Западе к ним относятся (или до недавнего времени относились) с гораздо меньшим пиететом, чем у нас, поэтому он сперва напоминает, за что именно они вышли из фавора, а затем показывает, что невсетакоднозначно.


Спасибо за комментарий. Пожалуй, я была чересчур категорична)


Автор претендует на собственное уорфианство. Сепир - Уорф много навыдумывали, а у автора - чистый эмпиризм. Поди опровергни.


…начал вторую часть с утверждения полной несостоятельности гипотезы Сепира-Уорфа, а закончил часть (и книгу) допущением, что доказательства влияния языка на мышление и восприятие косвенные, но все-таки есть

Поскольку это одна из основных целей книги, приведу пояснения автора, которыми он предваряет вторую часть.

…хотя безумные утверждения Уорфа были в целом ерундой, позже я попробую вас убедить, что идею, будто язык может внушать мысли, не стоит отметать с порога. Но если мне предстоит выстроить правдоподобную версию того, что некоторые аспекты подразумеваемой идеи достойны применения и что язык все-таки может работать как призма, через которую мы воспринимаем мир, то, решая эту задачу, следует избегать предыдущих ошибок. И только разобравшись, в каком месте лингвистическая относительность сбилась с пути мы сможем пойти другой, правильной дорогой.

«Мы пойдём другим путём!»© :)