Больше рецензий

25 августа 2016 г. 20:05

46

4

"Острие бритвы" - уже шестой прочитанный мною роман Моэма, так что такого восторга, какой был при первом знакомстве, я не испытала. Стилистически он очень похож на "Луну и грош" и "Пироги и пиво": Моэм все так же тонко саркастичен, все так же занят исследованием судеб выдающихся людей (правда, здесь герой - не художник или писатель, как в других романах, а некий современный святой), все так же строит роман как реконструкцию отношений рассказчика с главным героем и его окружением, причем все так же на рассказчика другие персонажи возлагают миссию советчика и посредника. Фирменный моэмовский стиль по-прежнему восхищает, но уже не удивляет новизной.
Акцент на пребывании Ларри в Индии (рассказчик особо подчеркивает, что индийскими главами особо дорожит) для меня в минус. Понимаю, что для западного мира в первой половине 20 века открытие восточной духовности - весьма актуальная тема: она широко представлена у Гессе, и ее же не обходит вниманием Драйзер в "Стоике"... Просто лично для себя ее не приемлю.
Но вот ради чего точно стоило эту книгу прочитать, так ради одного абзаца в самом конце, в последнем разговоре Моэма-персонажа с Изабеллой:

Она напудрилась, подмазала губы. Потом задумчиво посмотрела на меня.
- Вы теперь будете намного хуже обо мне думать?
- А для вас это имеет значение?
- Представьте себе, имеет. Я не хочу, чтобы вы думали обо мне плохо.
Я усмехнулся.
- Дорогая моя, я личность в высшей степени аморальная. Когда я хорошо отношусь к человеку, я могу скорбеть о его грехах, но на мое отношение к нему это не влияет.

Мне видится здесь ключ к очарованию Моэма-писателя. Он не судит своих персонажей. Любит их, любуется ими - и не дает им никаких оценок. Иронизирует часто, но никогда не морализирует, не занимает позицию верховного судьи в своем произведении. И герои от этого получаются восхитительно живыми.

Книга прочитана в рамках "Игры в классики" (тур №6)