Больше рецензий

21 августа 2016 г. 15:50

466

4

Я, конечно, отметила книгу как прочитанную, но если смотреть правде в глаза, я пока на середине. Потому что роман необходимо прочитать дважды – сначала пройти по незнакомой комнате в потемках, а потом изучить внимательнее уже знакомое помещение. Или пройти по нему в свете мигающей лампочки, если угодно. Так было с «Малой глушей», которую получилось хорошо распробовать только со второго раза, и тем более так получается с более сложным романом «Автохтоны».

Мария Галина очаровывает своей сложностью при кажущейся простоте. Вроде бы: простой слог, даже немного сленговых словечек, множество диалогов, почти нет описаний, да и сюжет на первый взгляд незамысловат. Но в каждой мелочи прячется второй (третий, седьмой) смысл, текст насыщен скрытыми и явными цитатами и требует от читателя определенной эрудированности, а сюжет оказывается перевертышем. И какая его сторона действительна, а какая лишь искаженное отражение – решать читателю.

Не всегда я приветствую открытые финалы, и концовка романа меня немного обескуражила. Хотелось большей завершенности, даже не столько конкретных ответов, сколько эмоционального всплеска. Его нет, роман заканчивается почти так же ровно, как идет.
Зато как же потрясающе Галина пишет границы! Весь роман об этом, о зыбкой границе, и герой балансирует точно на линии перехода… откуда-то куда-то. Театральность идет рука об руку с мистикой, мир полон ненадежных рассказчиков, трикстеров и чудаков. Реальность застывает, словно разрисованный картонный задник, а декорации оживают и сходят со сцены. Героя мотает, как щепку на волнах, и выбирать направление он, кажется, не волен, зато волен выбирать, что он видит на своем пути. Делает свой выбор и читатель, всматривается в пелену дождя, слушает противоречивые показания – и выбирает, во что поверить.

"Собери их всех", дружеское фехтование с Psyhea