Больше рецензий

num

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 августа 2016 г. 22:13

897

3.5 Свой среди чужих, чужой среди своих

Вот живем мы вроде на одной планете, принадлежим к одному биологическому виду - а такое разнообразие религий и укладов жизни, что невольно подумаешь: а ведь "одинаковость" людей - это просто миф. Всю историю своего существования человечество стремилось разделиться, и по цвету кожи, и по именам богов, ну а прежде всего - на "своих" и "чужих", а также, местами и временами, на "совсем чужих" и "немного своих". Индия в этом плане представляет немалый интерес для изучения, поскольку сам принцип кастового общества предполагает ясно и наверняка знать, кто есть кто. Чтобы не прикоснуться к неприкасаемому, не есть нечистого и не поступать неугодно богам. Возможно, я могла бы обойтись без такого сногсшибательного количества частицы "не", а вот индуизм - не мог.

Дальше...


Роман "Го'ра" был написан в самом начале ХХ века и отличается от прочей прозы Тагора своей социальной тематикой, местами даже остро-социальной. Религиозная нетерпимость, национальное сознание, семейные связи, отношения между мужчиной и женщиной - вот она, сюжетная канва. И при всех таких внушительных вводных роман показался мне скучным, да и что уж душой кривить - слабым.
Итак, остро-социальный, проблемный роман, рассказывающий о пересечении в реальной жизни представителей двух религиозных общин - неоиндуистов и общества "Брахма Саваджа", представляющего собой европеизированный и модернизированный индуизм (тогда как неоиндуисты проповедовали абсолютную приверженность к старым, средневековым традициям). Для самого Рабиндраната Тагора тема была близка и понятна, так как его отец и дед руководили "Брахма Саваджа", а сам он всем сердцем ратовал за возрождение Индии и её благополучие. Тем странно, что Тагор в романе так и не опустил чашу весов ни в чью пользу, но наоборот - уравновесил обе части, показав все их неприглядные стороны.
История главного героя романа написана совсем в духе Болливуда - приемный сын в почтенной семье индуистов, воспитанный как родной, но на самом деле являющийся сыном ирландской пары. И Го'ра (так зовут этого самого главного героя) вырос юношей с острым умом и горячим сердцем, поставивший как принцип жизни служение своей Индии, возрождение национального духа и укрепление веры. И не зря, совсем не зря, Тагор сделал его ярым приверженцем традиционного, кастового общества. Т.е. больше всего за Индию борется совсем не индус по крови. Я трактую такой сюжетный ход как то, что вера и происхождение не так уж важны, если человек имеет силы и желание делать мир лучше.
Лучший друг нашего Горы - Биной - его полная противоположность. Спокойный, уравновешенный, думающий. Но именно он - человек, идущий за своим сердцем и готовый ради счастья и истины пойти против общества.
Так и уживаются они - свой среди чужих Гора и чужой среди своих Биной. Общее у них только одно - их мать, которая (ирония) ни одному не родная. Напомню, что Гора приемный, а Биной - сирота, которого она опекает.
На противовес им - семья брахманистов, отказавшихся от идолопоклоннических обычаев и традиций в пользу более цивилизованных, почти европейских (читай английских). Ну и конечно, роман не был бы таким индийским, если б этой семье не было парочки девиц на выданье. Ясно, как божий день, что вмешается любовь и все расставит на свои места. Вот только главная загвоздка - как разобраться с тем, что такую любовь общество осуждает и не принимает? Да и какую любовь могут принять люди, выдающие своих дочерей замуж в 8-10 лет и считающие, что женщина должна быть невидима даже солнцу. Многократно повторяющаяся история Ромео и Джульетты - извечный сюжет.
И основная проблема именно в конфликте между индивидуальным и общественным, в том, что не погрешив ни перед истиной, ни перед своим сердцем мы снова и снова рискуем быть не принятыми лицемерным обществом. И риск состоит совсем не в том, что общество отречется, совсем нет. Страшно, когда человек отказывается от самого себя, только лишь для того, чтобы заслужить одобрение этого общества.
Такой он, этот роман. С идеей и душой. Так почему же я назвала его скучным и слабым?
Яркие, самобытные персонажи, особенно женские, выписаны тщательно, любовно, и... противоречиво. Роман объемный, и мысли автора все время мечутся, все время меняются. Порой возникало ощущение, что начинал он писать одно - а закончил совсем другое. Герои поступают совсем не логично, очень много говорят и мало делают. В общем - это Индия. Во всей красе, даже если эта краса бывает неприглядной. Но в каждой строчке - любовь к этой Индии, ведь благополучную Родину любить не сложно, а вот принять её недостатки - это уже совсем другая история.