Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

19 августа 2016 г. 19:29

629

3 Не славой единой

Удивительно, но при всей наивности финального романа цикла «Мятежная», он написан наиболее честно. Скотт Вестерфельд сделал ироничный жест, дав ему такое «исключительное» название – это и дополнение к трилогии, и каста персонажей, которые выходят за рамки обыденных представлений. Никакой нужды развивать мир Тэлли Янгблад у писателя не было, кроме, видимо, уговоров фанатов, а потому он придумывает практически новый. И здесь снова ирония – повальное увлечение азиатской культурой отразилось в том, что действие происходит в условной Японии. Об этом легко догадаться по нескольким культурным приметам (не только имена персонажей), но этим всё и ограничивается. Тем не менее, технологическая сторона мира прописана очень тщательно и впечатляюще. Тут и аэрокамеры, и усложнение хирургических вмешательств, позволяющих людям создавать из себя буквальное воплощение фантазий сюрреалистов.
Простоватенький детективно-аркадный сюжет не заслоняет ироничное социальное устройство мира, в котором живут герои, - репутационная экономика. Это доведенная почти до гротеска угроза, что социальные сети и блогерство могут не лучшим образом изменить человечество. Вестерфельд находит в этом здравое зерно, выстраивая условия, при котором социальное благополучие зависит от успешности в сетях, находит вполне весомые психологические обоснования появлению различных группировок. Но «пятнадцатилетним было по-прежнему тошно». Подросткам хочется не просто уникальности, а преображения, и даже спасения мира. Айя Фьюз из тех главных героинь, которые далеко не образец для подражания, но позволяют читателям легко отождествить себя с мыслями, желаниями, поступками юного создания, которое хочет признания, любви и приключений. Тем более, что в конце концов ей удается защитить невинных существ от уничтожения.
Но писатель в этом романе и не по-детски жесток с молодыми читателями. Ирония, лукавство, фасадно-пошлый хэппи-энд развеивают любые романтические поползновения. Он не дает возможности сочувствовать героям, через хоть и технологически подробный, но всё же сказочный мир просвечивает «правда жизни», люди всегда остаются людьми, эгоистичными и деструктивными.