Больше рецензий

Targos

Эксперт

Очень вредный критик

18 августа 2016 г. 20:52

631

4 Необычно...

Давно взгляд пал на Ватека, но ни как дело не доходило до него. Вроде и аудиокнига небольшая (около 4 - часов), но в тоже время настроя определённого на неё не было. Но надо когда то начинать.

Книга проглотилась довольно быстро. Хорошее исполнение Вячеслава Дугина, сам слог книги создавали перед глазами картинку древнего восточного мира, где всё овеяно песками, сказочными дворцами, роскошью и чем то необычным. Очень приятные ощущения. Тут Тысяча и одна ночь, сказки Братьев Гримм в страшном, взрослом варианте, просто восточные придания. Ощущение страшилки на ночь.

Сюжет в книге, а точнее в сказке довольно прост. И по сути сводится к нескольким абзацам, но Бекфорд создал целую мистерию. Расширив сюжет до возможных пределов. Да и предстают перед нами всего несколько образов. Но зато каких: странных и парадоксальных. Хочу отдельно отметить большое количество противоречий в персонажах, а именно в их поведении. Дело не в том, что, где то притаилась тихая змея, которая ждёт своего часа ( хотя Катарасис скорее всего под это описание подойдёт больше), а именно в несоответствии в поведении. Все они нелогичные, резко меняющиеся, какие то угольные. Словесно это проблемно описать, это надо видеть текст и понимать, что очень сильно удивляет. Такого в литературе я ещё не встречал. Тут в книге нет мачомена, который всех порубит и покромсает. Тут нет ни какой дивы, которая плачет ночами и клеймит судьбу за её плохую жизнь. Тут просто цари и рабы. Халифы и поданные. Но слишком уж стереотипные. Слово "неживые"- не подойдёт. Бумажные- и да и нет. Слишком - яркие тоже нет. Они просто СТРАННЫЕ...

Ватек - халиф. Глава огромной державы, Величественный человек, который зажрался всего и всям ( про кулинарию отдельно), желающего достичь наивысшей власти. Живое воплощение ненасытности (еда, любовь, власть, просто удовольствие- нужное подчеркнуть), да и мягко говоря недалёкого ума. Построил в своё время величественную башню почти до небес, дабы усилить своё самодовольствие (привет Вавилону), но ему этого мало. Жесток, но по глупости. В ходе повествования, сам себе напророчил что то, что в итоге от части начало сбываться ( про приход иностранца). У которого приобрёл необычные сабли с надписями. И тут пошло поехало.... В любом случае если рассматривать итог книги, когда этот образ достиг своей цели- то чувствуется нотки раскаивания, хотя и шаблонные.

Катарасис - царица, его мать. Самый противоречивый персонаж, но в то же время самый мне понравившийся. По началу любящая мать. Умная мудрая женщина. Образованная, но в тоже время не жестокая, как Ватек ( если вспомнить эпизод, когда она предложила умных людей страны, в случае неудачи расшифровки слов на саблях не убивать, а просто сжигать бороды). Но потом... На ровном месте превращается в холодную, расчетливую ведьму, которая оказывается давно занимается оккультизмом, сатанизмом и прочими "добрыми" делишками. Да и прислуга одноглазых женщин, и негритянок, которые весьма помогает ей в ведьмовстве- тоже колоритные личности. А итог - после попадания в чертоги Эблиса - завораживает. Особенно её монолог о тех дел, которые она провела, в государстве по умертвлению всех слуг, диву дашься, но понимаешь в кого такой Ватек. Родная кровь ведь.

Нурониар - дочка праведного шейха, к которому по пути попал Ватек, ослушавшись Катарасис. Специфичный образ. Та же мать Ватека в миниатюре. Поначалу милая, обаятельная девушка, бросившая жасминовый букет Ватеку, чтобы привлечь его внимание. Наивное глупое дитё. Любящая двоюродного брата Гюльхенруза (но он её сильнее любит). Довольно интересно пересекается эпизод аля Ромео и Джульетта с усыплением в виде мнимой смерти, чтобы спасти её от Ватека. Почему то в английской литературе - это самое частое средство. Тот же Монах Льюиса. Примеров можно привести много. Но показано всё довольно красиво. В итоге выясняется, что Нурониар ( а её ведь оценила и полюбила Катарасис, как родственную душу) сама по себе алчна и хочет той же власти, тех же богатств подземного дворца, той же мудрости Сулеймана (Соломона), что и остальные, даже больше. Как говорится одного поля ягодки.

Гюльхенруз - её двоюродный братик. Любит превыше всего сестру. Довольно трогательно, но в тоже время на мой взгляд противно показана эта любовь. Я понимаю 13 лет, вот вот подростковый юношеский максимализм, но почему ни кто из окружения не объяснит, что такое чревато плохими последствиями, и так нельзя. Для меня эта загадка. Правда Катарасис жестоко обойдётся с ним.

Гяур - нечто странное, нечто аморфное. По началу человек, цвета эбенового дерева, принёсший запретные сабли, затем убегающий шар, просто подземное создание выполняющее волю Эблиса, своего господина. Ненасытен, как и Ватек, но ему подавайте душу и кровь. Эпизод с жертвоприношением 50 детей - самый зрелищный и красивый момент, который на долго останется в памяти. Остальное меркнет перед этим.

Альбуфаки - верблюд Катарасис, на котором она спешит к Ватеку. Почему верблюд? Отвечаю. Его описание, его действия и характер намного живее всех остальных. Не верите- прочтите и поймёте. Вот такой парадокс.

Эблис - он же Люцифер, Сатана и тд. Появляется в конце книги в образе юноши. И опять же парадокс. Это не та злыдня, как все остальные персонажи. Он не спит и не видит, как издеваться над всеми и варить в котле. Он выступает в роли правосудия. Справедливого правосудия. Это сильно удивляет. Снова в литературном контексте такого я не видел ещё. Но этот образ по своему добр и честен. Если Магомет - это наблюдатель и лишь только предпринимает пару попыток наставить Ватека на путь истинный, то Эблис- просто наказывает за жадность и алчность. Вот она суть мироздания у Бэкфорда. Целый необычный восточный мир получается со своим пантеоном.


Ну и в придачу отец Нурониар, кормилица, визирь государства, Бабалук, ряд других персонажей (не забудем про Магомета собственной персоной), на мой взгляд не столь значительны и более шаблонны. Тот же верблюд Альбуфаки намного колоритнее и живее, чем они.

Главное достоинство книги - это довольно необычные ( в стиле Тысяча и одной ночи ) сюжетные повороты. Хотя они немного абсурдные, как мне показалось, тем не менее они создают единую линию повествования. Сказка для взрослых, страшненькая. Не даром высоко о Ватеке отзывался Г.Ф Лавкрафт.

Интересна книга с точки зрения религии. Тут не только мусульманские истории и суры из Корана, не только Библейские мотивы, но и Зороастрийские, что для меня тоже в диковинку. Определения Культа Огня, подземного дворца- всё идёт от туда. Получается довольно необычный ( об обычности в Ватеке говорит не приходится) симбиоз религий и от части культур. Но это не какой то винегрет, а именно живое целостное построение, дающее неповторимый колорит данной сказке.

Данную книгу рекомендую всем. Да - она немного покажется тяжеловатой и суховатой, но в то же время за столь небольшое короткое повествование, Вы найдёте много чего необычного ( часто это слово в рецензии, но так оно и есть), не оставившего равнодушным, парадоксального, в тоже время приятного. Главное проникнуться и не забывать, что это сказка, которая учит нас, что нельзя быть такими, как Ватек и его компания.

Комментарии


Надо же, как подробно расписали.
А вещь любопытная, это да. Только я, прочитав эту повесть позавчера никак мысли в кучу не соберу, так что собственная рецензия вряд ли получится.
А почему вы не намекнули на наказание, уготовленное грешникам? Я такого ещё в литературе не встречала. Правда, в моём издании в примечаниях указано, что мотив взят из монгольских сказок, но их мне читать не приходилось.
А ещё запоминается момент, когда Ватек оказался в горах без еды и пришлось есть жареного волка, чертополох и прочую гадость. Почему-то этот момент здорово рассмешил.