Больше рецензий

16 августа 2016 г. 18:17

1K

2

Джоди Медоуз - Королева сирот (Королева сирот #1/2)

4 из 10

Жанр: хай-фэнтези, YA
Фишки: у магии есть последствия, мятеж, а-ля Зорро
Фейл: стиль письма, сюжет
WOW: концепция, зеркальный город
POV: от первого лица, женский
Геометрия чувств: отсутствует
На русском: нет

Цитатосуть:

— Могу я что-нибудь вам предложить?
Информацию. Списки. Моё королевство.

Рецензия (спойлерную часть предваряет SPOILER ALERT):

«Королева сирот» оказалась той еще мешаниной из того, как надо и как нет. Джоди Медоуз (которую отчего-то зовут Мидоуз, ориентируясь, видимо, на Ришель Мид) создала интересный мир, оригинально его опроблемила, но забыла раскрыть персонажей и добавить логичных связок между кусками текста. Притянутые за уши твисты твистами не являются. И симпатия к героям с потолка не падает.

Фундамент классный: у магии есть выхлоп и он довольно токсичен. Нечто призрачное и туманное обволакивает королевства, мумифицируя или видоизменяя всё живое. Трансформированных людей и животных именуют Раскаленными: они становятся больше, сильнее и кровожаднее. Многие царства успели пасть, сраженные губительным туманом, а те, что еще остались, подписали договор о международном запрете на использование магической силы, только Икор решил отказаться — их правители посчитали, что магия в умеренных количествах никому еще не вредила, вот почему Королевству Индиго пришлось захватить их земли. В ходе Войны Одной Ночи король с королевой были убиты, а с ними и местная знать. Осиротевших отпрысков лордов отправили в приют, откуда они сбежали и положили начало сопротивлению.

И вот претензия номер один: дети и революция? Речь ведь идет не о бессчетной армии карапузов, а о паре десятков ребят. У их лидера — сына погибшего генерала, Патрика — есть полезные связи, к тому же он башковит, остальные вполне талантливо тырят припасы, а Вильгельмина — главная героиня и наследница трона Икора — обучилась фальсификации документов. Рада, конечно, за них, но не думаю, что этого хватит, дабы отжать страну. А еще у меня вопрос: дети сбежали из приюта через год после войны, младшим было года по три, старшим не больше десяти, вот и КАК они выживали?! Подросли бы на госхарчах, а потом бежали себе сколько влезет. А то первые лет 5, проведенные на свободе, явно прошли в попытках не сдохнуть, а не подготовке к восстанию.

Перейдем к настоящему. Когда от призрачной руки «выхлопа» пала соседняя страна Лиадия, Вил со своей подруженцией Мелани проникла в самое сердце Скайвейла, столицы Индиго, прикинувшись лиадийской леди. Девушек приняли (договор обязывает) и ни в чем не заподозрили (как будто никто никогда не бывал в Лиадии, и лиадийская знать не покидала своих земель). Именно так началась наша история.

Вильгельмине с ее тусой (привет Василисе, я подхватила это словечко!) жутко хочется отвоевать Икор и посадить принцессу на трон, и никто не думает, что наследница хрен да маленько знает об управлении государством и прочих важных делах. Знания не в крови! Мало родиться принцессой. А еще мелкота активно винит Индиго в том, что они сделали с Икором. Но постойте. Вам говорили — магия всех убьет. Вы говорили — иди все лесом, магия — благо. А потом еще и похитили принца соседнего королевства. И чего же вы ожидали? Я не могу симпатизировать кучке ограниченных подростков. Мелким простительно (они тупо идут за старшими), но старшие — идиоты.

Есть у нас также принц. Звать его Товий и он скучен. У Товия есть невеста и она, как ни странно, скучная. И есть у него кузен, похожий на милого песика с набором YAшных клише, но зато этот песик не скучен. Зовут его, кстати, Джеймс.

И есть у нас линчеватель по прозвищу… Зеленая стрела? Розовый кирпич? Фиолетовый арбалет? Мимо. Черный нож. Я бы, наверное, предпочла вариант Черный клинок или Черная сталь, потому что Нож — это очень смешно (не так, конечно, как синяки от пощечин и демонстрация мизинца вместо среднего пальца — вы попробуйте, это ж цирк). Никто не знает имени народного благодетеля, поскольку тот всегда облачен в маску. Хотя… это в книге никто. А снаружи, боюсь, что все. Но при этом в ревью к первому бонусу о Черном ноже автор пишет: рассказ содержит спойлеры о личности линчевателя. Ой, как мило. Наивность просто зашкаливает. Черный нож должен был стать ТВИСТОМ! *ржетнимагёт*

Расклад таков: Вил ненавидит Товия (по неадекватным причинам), зато очарована Черным ножом. Она встречается с последним после заката и тоже линчует напропалую. Вместе они защищают граждан Скайвейла от Раскаленных (и прохладных) преступников, а еще медленно друг в друга влюбляются. Вот только «медленно» улетает в трубу из-за фигового романс-девелопмента. Медоуз хороша в описании романтических сцен (первый поцелуй при участии шелка и повязки на глазах очень меня порадовал), но нагнетание, саспенс и архитектура любовных отношений ей, видимо, не знакомы. В процессе взаимодействия персонажей искра есть, но гаснет, стоит им разбежаться. Вил и Ножу не достает бэкграунда!

А все почему? Потому что стиль написания отвратителен. И я говорю не о красоте языка (с ним, в принципе, все в порядке), я говорю о подаче. У автора то инфо-дамп, то изложение «Как я провел лето» в трех предложениях. Причем излагает она (или попросту комкает), как правило, что-то важное (зарождение чувств между героями, например), а за хвост тянет вовсе не тех котов. У сюжетных ружей не было шансов выстрелить. Общая простота и глуповатые диалоги тоже не помогли.

Кто-то должен был указать Медоуз на косяки и сообщить, что ее история склеена из роялей в кустах. Жесть должна происходить не только, когда герои готовы. А люди должны быть личностями, а не авторским пластилином.

Финал нисколько не удивил, поскольку Джоди переборщила с подсказками. Зачем было их давать? Хочешь помучить читателя — сделай это без всяких прелюдий. А так, я знала не только, что именно произойдет, но и чем это закончится. Знаете откуда? От автора. Парой глав ранее она показала нам точно такую же ситуацию, а после — ее исход.

Ну, а теперь переходим к спойлерым чтозахреням. SPOILER ALERT! (последние два абзаца рецензии будут «чисты», их можно читать всем)).

— Чей знала, что Вил и Мелани вовсе не те, за кого себя выдают, но никому не сказала. Она была в Лиадии, ее подруга (настоящая Джулианна) писала ей письма почти до самой смерти, все бы поверили Чей! Но она тихо копила злобу и продолжала молчать. Неделями! Это нонсенс. Если бы в мой явилась какая-то дева, выдающая себя за мою предположительно мертвую подругу, я бы тут же ее изобличила. Но тогда бы и книги не вышло, не правда ли, Джоди Медоуз?

— Что за стража вообще во дворце Скайвейла? Почему Вил и ее скопам так легко удавалось бегать на улицу и обратно? Ну ок, узнали они расписание пересменок. Так ведь его меняют чуть ли не еженощно, как раз на случай таких вот пронырливых малолеток. И как Патрику удалось пробраться аж к королю? Сомневаюсь, что парня с короной настолько просто достать.

— Что за фигня с озером? Нет, озеро не при чем. Претензия в адрес правления Индиго и соседних королевств. Люди зажопили жалкий отряд, чтобы разведать единственное, что могло бы как-то помочь в борьбе против отравленного тумана. Да, люди могли погибнуть (героически, между прочим). Но вы и так скоро все переходните! Где логика? Только у Вил оказались яйца, а посему дева может остаться, а вы ложитесь в гробы и ждите своей смертушки.

— Как вы себя ведете, когда кто-то упоминает при вас нечто, что вызывает грустные воспоминания? Задыхаетесь? Охаете и ахаете? Заходитесь в приступе кашля? Просто Вил именно так себя и ведет. Умолкает минут на сто или практически валится в обморок, стоит кому-то произнести «Икор». Волшебные шары не помогают в таких ситуациях? Как в Туманные земли гонять — это мы смелые, как вести себя адекватно — это мы дуры. А в самом конце Вил, когда Товий объявляет о свадьбе с Мередит, думает про себя: «Какая я молодец, так хорошо владею собой, ни одной эмоции не показала». Что ж ты раньше включала режим хреновой актрисы сериалов на РТР? Проблема в том, что автор непоследовательна. Ей хочется всего и сразу, вот только все и сразу друг другу противоречит.

— Товий назначил Джеймса начальником всей дворцовой стражи. Миленько и тупо. Парень хорош в фехтовании, но управление — другого поля ягода. Этому нужно учиться. К тому же Джеймс был личным телохранителем принца, тот, кому Товий мог доверить не только жизнь, но и свои секреты. А теперь у Джеймса не будет времени на него. Нельзя одновременно следить за всем и не отходить на шаг от короля (да, уже короля). Смысл в таком назначении?

— Спички. У этих ребят есть спички! Мы изобрели их только в девятнадцатом столетии. И у нас не было магии. В мире «Королевы сирот» магии нет около века и бах, появляются спички. Сомневаюсь, что их ученые разом прозрели, едва отошли от юзанья заклинаний.

— До сих пор не понимаю, как Вил не узнала Товия в Черном ноже. Ну не мог он столько сильно менять голос, к тому же его глаза и брови были видны в прорези маски, и принц любил поспать до обеда, и… куча других деталей. Но ни один звоночек не прозвенел в глупенькой голове. Вил никогда его не подозревала.

— Туманный парнишка неделю не мог отыскать Патрика! Зато стоило Патрику заявиться, чтобы прикончить принца, тут же его «нашел». И это называется «буду служить верой и правдой, сделаю, что попросишь, я всемогущ, блаблабла»? Херовый помощничек.

На самом деле притянутых за уши или странных моментов было гораздо больше, но надеюсь, что приведенных выше хватит, чтобы понять, почему оценка 4 из 10.

Читать или нет «Королеву сирот», решать вам. Это не худшая книга года, но если хочется логики, сюрпризов и глубины, лучше пройти мимо.

ПС: Тем не менее, серию я дочитаю. Ради шелка, повязок на глазах и поцелуев в темноте. В этом Медоуз хороша.

ППС: А еще очень понравилась идея с зеркалами. Думаю, Скайвейл — очень красивый город.

Двуязычные аннотация и рецензия + short-soundtrack в блоге Living A Thousand Lives