Больше рецензий

9 августа 2016 г. 21:04

123

5

Так получилось, что гробовщик Яков по-настоящему ощущает боль утраты и своё одиночество только после смерти жены. А до этого – монотонная жизнь, злость на людей и на весь мир, а главное – ни капли сострадания к подруге всей жизни Марфе, которая перед лицом смерти «была рада, что наконец уходит навеки из этой избы, от гробов, от Якова». Жутко становится от этих строчек. А Яков всё считал убытки, в то время как жизнь проносилась мимо. Он даже с нетерпением ждал, когда кто-то умрет. Опять жутко. Но это только половина истории. Далее повествование становится мягче, звуки скрипки, на которой играет Яков, жалобнее. В этом рассказе скрипка – это скорее символ, нежели музыкальный инструмент. Скрипка – душа. «Скрипку нельзя взять с собою в могилу, и она останется сиротой…».
Для меня нет нелюбимых рассказов у А.П. Чехова, есть те, которые я не могу до конца понять. Наверное, «Скрипка Ротшильда» один из них. Я уже читала его и в школе и в университете, теперь снова перечитываю. И многое остается для меня загадкой. Например, абсурдность самого хобби Якова –гробовщик играет на свадьбах. Или название рассказа «скрипка Ротшильда», в которое Чехов вложил что-то высокое, недоступное моему пониманию.
Скорее всего, я ещё раз вернусь к этому рассказу, попытаюсь его переосмыслить, понять. Скорее всего, опять будет неразгаданное в этом прочтении. Но именно поэтому читать и перечитывать А.П. Чехова всегда интересно!