Больше рецензий

7 августа 2016 г. 17:15

102

5 Книги: Таис Афинская

Итак, долгожданный момент записи по одной из, пожалуй, шикарнейших книг, что мне довелось прочесть за всю мою жизнь – роману Ивана Ефремова «Таис Афинская». После крайне позитивных впечатлений от «Марии Антуанетты» я решила продолжить работу с жанром беллетризованной биографии и после недолгих поисков чего-то интересного в том же стиле вышла на «Таис», в аннотации, которой меня изначально подкупило обещание пространных эстетико-философских измышлений автора, и этого было достаточно, что книга попала ко мне в руки.

Даже при моем относительно неплохом для обывателя уровне «разбираюсь в истории Древней Греции и читаю со словарем», первые несколько глав оказались испытанием (впрочем, и сам автор утверждает во введении, что начало несколько перенасыщено пояснением реалий). Довольно тягучие, малодинамичные, но к счастью, с долей античной романтики, которая удержала меня от разочарования. Но вот наступает пятая глава, и тут ты получаешь все обещанные тебе «эстетико-философские измышления», причем в такой концентрации, что потом полдня еще проветриваться нужно. На самом деле, я даже думала поместить её в блог в качестве крупной цитаты, дабы она всегда была под рукой… насколько текст хорош и целен. Именно оттуда я взяла большую часть выдержек, которые помещу в самом конце этой записи.

«Таис» - это одна из тех поразительно редких книг, которые действительно что-то меняют в сознании, оставляют то самое чувство, которое назвали бы пошловатым словом «послевкусие» (оно мне жутко не нравится). Истории больших личностей всегда прекрасны, ими восхищаешься насколько неподдельно, что потом планка эстетической оценки взлетает до небес. Идеально цельная и самодостаточная личность, которая в моем личном рейтинге могла сравниться только с моим вечным идеалом Сотофой Ханемер из Макса Фрая.

Отдельный пункт – путешествия. Таис много переезжает, и каждое новое место, которое она посещает, это будто отдельная история, со своим собственным характером и собственным уроком.

Но я как высококритичный зазнайка, даже в этой красоте нахожу свой маленький изъян, на который, разумеется, можно закрыть глаза – концовка, которая больше всего походит на мазок кисти, на котором рыхло закончилась краска и получилось вроде бы логично, но как то… некрасиво что ли… Это даже описать сложно. Отдельные сцены уже в последних главах создавали впечатление искусственности и надуманности (например, сцена с поцелуем змея). Но и это скорее мелкие недочеты, которые растворяются в громаде «нешуточного ублаготворения души» после каждой первой страницы романа.

«Таис» безо всяких сомнения относится к тем высококонцентрированным шедеврам, к которым следует периодически возвращаться по жизни, ибо непременно найдешь для себя что-то новое (на моей полке это уже третий герой после «Кориолана» и «Орнифля»).

***
Неужели, когда сила жизни слабеет в народе и стране, тогда красота оскудевает в ней и ищущие её уходят в иные земли?

Человек изыскивает богов в себе.

Расплачиваясь с божеством, они считают, как деньги, свои заслуги и грехи, и вместо очищения получают роковое чувство вины и бессилия.

Когда впервые человек взял в руки инструмент, оружие, создал колесо, он потерял веру в себя и стал надеяться на изобретенные им инструменты, все более отдаляясь от естества и ослабляя свои внутренние силы.

Искусство не может отвращать и порочить! Искусство или торжествует в блеске прекрасного, или тоскует по его утрате.

Обезьяны самые бездельные из всех животных. Живя в безопасности на деревьях, в рощах, изобилующих плодами, обезьяны не тратят времени и усилий на пропитание, как другие звери – тигр, упорно гоняющийся за добычей, слон или бык, вынужденные подолгу есть траву, чтобы прокормить своё огромное тело. Поэтому они ценят время и не тратят его на пустяки Бездельные же обезьяны, быстро насытившись, ищут развлечения в пакостях. Швырнуть орехом в глаз тигру, на гадить на голову слону и потом издеваться над ними, трясясь от хихиканья, с безопасной высоты! Они чувствуют своё ничтожество и бесполезность и мстят всем другим достойным зверям за это.

Великое преступление возникает из цепи малых ошибок и проступков, а великое достоинство, равное богам, родится из бесчисленных действий сдержанности и обуздания самого себя.

Оценивай только саму себя – и это очень трудно, а в оценке больших, тем более великих людей положись на время и народ.

Бог, занятый всеми людскими делами и похожий на человека - лишь воображение людей, не слишком глубоких в фантазии.

Выгодно для власти, выгодно для накопления сокровищ, выгодно для войны. И совсем нет речей, что выгодно для сердца, твоего и других людей.

Рецензия на блоге

Комментарии


Про обряд поцелуя змея и его кажущуюся нелогичность: возможно, дело в том, что ваше издание, как и большинство их, напечатано в цензурированном варианте, без пары важнейших страниц, предшествующих поцелую змея.

Это тщательно прописанное посвящение Таис и Эрис в тантру индийскими жрецами, специально приехавшими для этого. И в совокупности это вообще ключевой эпизод всего романа, ибо там Таис изживает свою гендерную гордыню, подчинившись мужчине, а Эрис, по сути, избавляется от дара смерти, и становится после этого полноправной подругой Таис в мировоззренческом аспекте.

С этим эпизодом поцелуй змея (кстати, реальный, срисованный с известного этнографического фильма 20-х гг - в сети он есть) приобретает глубочайшее значение - как экстериоризация только что прошедшего посвящения, как выпускной экзамен, если угодно. Управление змеем кундалини, кот. может сжечь, если что-той пойдёт не так.


Вероятно, про цензурированность моего издания ничего сказать не могу, к сожалению, но допускаю, что проблема недопонимания этой сцены могла крыться в этом.
Тем не менее, довольно сложно разглядеть в обряде поцелуя змея избавление от гендерной гордыни Таис. Она скорее укрощает змея, а не покоряется ему (в том случае, если змей рассматривается как символ мужского начала). Как обряд инициации - да, вероятно, но подчинения здесь я не вижу. Намного больше это просматривается на мой взгляд в сцене в храме, когда жрица призывает Таис и Эрис выбрать дальнейший путь из двух возможных, и вот здесь уже явное смирение со стороны Таис и отказ от её прежней сущности и при этом раскрытие Эрис.
Возможно, если мне удастся ознакомиться с нецензурированным вариантом, многое прояснится.


Странно. Я настолько неясно написал?
Ещё раз. Если в вашем издании нет сцены посвящения в тантру - поработала цензура и обессмыслила этим поцелуй змея. Который является закреплением пройденного, если угодно, а превращается без посвящения в тантру в спортивное развлечение со скуки.