Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

6 августа 2016 г. 14:35

109

5 Об умении пользоваться протезом

картинка majj-s

С мая по август. Столько времени взяла книга. Отчего так, поди разбери. Сложные объемные произведения со множественными дополительными нюансами: исторический или географический контекст, жаргонизмы, связанные с реалиями социальной или возрастной группы - их одолевала в месяц. Эту, с прозрачным, тяготеющим к разговорности английским; с героем, "выросшим" на глазах (что весьма способствует читательскому импритингу, вспомнить хотя бы поттериану) - принималась читать, отвлекалась на что-то другое, откладывала на месяц ради кингова же сборника The Bazaar of Bad Dreams.

В этой второй, равной по объему, но содержащей множество историй, в реальность которых всякий раз нужно было отдельно интегрироваться: легко, как с "Загробным миром" или "Гармонией премиум". Сложнее, невольно вовлекаясь в игру с разгадыванием литературных шарад: почему Джону Ирвингу посвящается "Дюна", а "Бэтмен и Робин" навеян Раймондом Карвером; какие из особенностей письма Элмора Леонарда отразились в "Смерти"? Почти неподъемно из-за пластов информации, о которых нужно иметь представление прежде начала чтения, как это было с "Блокадой Билли".

И вхождение в новую историю на иностранном языке всякий раз требует дополнительных усилий, выталкивает из зоны комфорта. В этом смысле даже небольшой рассказ становится бастионом, который нужно одолеть определенными средствами фортификационной науки: сюда уместнее лобовая атака, там тайный подкоп, здесь можно попробовать подкупить кого-то из горожан, чтобы открыли ворота, а тут стенобитные орудия и никакого другого выхода. Так вот, в этом смысле роман - принятая раз навсегда форма осады. А когда и если речь о сиквеле давно известной истории, еще и с наполовину выстроенным деревянным полым изнутри конем. Только закончи, выкрась яркими красками и дотолкай до ворот, горожане сами внутрь втянут.

Ан нет, не в этом случае. В этом тянешь и тянешь отчего-то. Уже и бока синей краской сияют и постившиеся день ради успеха секретной миссии ахейцы через секретный лючок компактно погружены. "Вылазь, - говоришь - Мужики, пусть лошадка постоит еще, пусть троянцы попривыкнут к ее виду, а мы пока олимпийские состязания ввиду городских стен проведем".

А роман хорош. Кинг не был бы тем, кем он стал для современной словесности в частности и культуры вообще, если бы не проводил последовательно одной линии, с которой так явно довелось столкнуться только у него. Ужасные вещи иногда случаются с хорошими людьми без видимых причин и без их вины - особенность его творчества, лежащая на поверхности и о ней только безъязыкий не говорил. Но есть еще одно, на мой взгляд более точно характеризующее творчество писателя.

Лейтмотивом - то ужасное, что с нами случается и против чего нам удается выстоять, неминуемо меняет нас изнутри. Побежденный монстр вселяется в тебя какой-то своей частью и настоящая работа начинается после того, как самое страшное, с точки зрения стороннего наблюдателя, осталось позади. С русского на понятный: что не убивает нас - то калечит. Нет, не притча о драконе, убив которого, становишься им, не так радикально. Скорее использованный Кингом в этой книге образ инфекции, которой убитый невольно заражает своих палачей. Болезни, исподволь разъедающей того, кто справился, того, кто победил и по всем докинговым установлениям должен опочить на лаврах.

Не психологический динамизм, герои Кинга статичны. Внутренний рост, взросление и мужание это не про них. Ни в коей мере не пренебрежительно, скорее в соответствии со сформулированной канадцем Робертсоном Девисом концепцией, согласно которого всякий взрослый человек со всеми личностными особенностями уже содержится в младенце. Как колос или дуб в семени, как бабочка в коконе, как цветок в бутоне. Им нет необходимости психологически расти. Или иначе - изначально лишены такой возможности, ее не существует в кинговом мире.

Остаточные файлы, сильно замедляющие быстродействие системы - в случае привычного ежедневного общения и прихваченные ненароком в общении с монстрами вирусы, черви, помянутые трояны, вот это, пришедшее извне, что нужно перебороть в себе и очиститься, чтобы снова стать собой. Роман хорош, повторюсь. Язык понятен и прозрачен до разговорности, до желания заучивать фразы наизусть, как совершенно точно потенциально применимые к обыденным житейских ситуациям, буде случится покинуть когда-то пределы узкого русскоязычного мира и оказаться в англоязычном, который весь.

И, таки да, что не убивает, то делает сильнее. Не прежде, чем оправишься от калечащих последствий и выучишься пользоваться протезом, как родным членом.

Комментарии


Но вы ведь не будете возражать, что для Кинга-гения, этот роман все же шаг назад в литературном смысле?


Талант Кинга того же свойства, каким наделены его персонажи. Не шаги вперед или назад, но развертывание во времени, более или менее зрелищное, более или менее очевидное окружающим, скорее поворот одной гранью после другой. Однако процесс непрерывен.
Ни в коем случае не шаг назад.


Счастлив будет мужик, которого вы полюбите на 1/10 от Стивена Кинга! Все его недостатки будут для Вас достоинствами.))))


Мне кажется, это не очень соотносится с разговором о книге.


Мне кажется, что относится непосредственно.
"Доктор сон" я бы сказал одна из самых слабых у автора. В ней попросту нет ничего, чем бы было можно восхищаться - вялый эзотерический экшн без намека на мысль, к тому же еще и вторичный. Даже стилистический конек Кинга - бытописание американской глубинки в данном романе совсем не играет привычными красками.
Но тем не менее вы несомненно восхищаетесь! Говорите, что книгой, но реально любимым автором.
Я скорее поверю, что это ваш способ отношения к жизни, чем в то, что с данным романом вкус вам изменил.)))


Полагаю, что если бы восхищалась книгой, прочла скорее. Но слабым роман, точно, не назову. Возможно, если бы искала остросюжетного экшна, могла разочароваться. Но читала за тем, что люблю у Кинга: мысль (незамеченная вами); человек, оказавшийся в тисках сложной ситуации - человек, превосходящий окружающих многими достоинствами - отчасти безвинно, частью по собственной вине. И за тем, как сама по себе возможность выбраться из этих тисков становится для него наградой. Об относительности внешнего успеха. О том, что можно найти свое счастье, работая санитаром в хосписе. Не просто счастье - ощущение миссии м призвания. А можно обладать финансовым могуществом и всеми прилагающимися к нему в современном мире возможностями, но сами понятия счастья и миссии не будут существовать в твоем мире.
Много за чем, что я могу находить у Кинга. Может потому что внимательнее смотрю на того, кого люблю и замечаю в нем, чего не видят другие. В этом смысле вы правы.


человек, оказавшийся в тисках сложной ситуации - человек, превосходящий окружающих многими достоинствами - отчасти безвинно, частью по собственной вине. И за тем, как сама по себе возможность выбраться из этих тисков становится для него наградой.

Но об этом уже было гениально рассказано в "Побеге из Шоушенка". Не так ли?

Свое счастье можно найти и сильно надравшись в придорожной канаве, есть ли в этом открытие?


Во-первых, я не ищу непременных открытий. Во-вторых, речь не совсем о счастье. которое находишь, надравшись. Скорее наоборот.


Но писатель-то должен создавать новые качества?

По мне так счастье самоограничения, равно как и служения - очень недалеки от счастия канавы. Я все же очень сильно индивидуалист и отказ от индивидуализма для меня возможен только во имя любви.


Да отчего же вы решили. что писатель что-то кому-то должен?
Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить


Вам не нравится должен? Путь будет призван.
Ага ну никак не старается, а 400 миллионов долларов ему сами в кармашки пижамы очарованные читательницы рассовывают.)))


Вы прямо видите его в образе танцовщицы у шеста?
Ему давно уже нет необходимости танцевать перед кем бы то ни было на заказ.
Да и когда была, умел не грешить этим.


Напротив, я глубоко его уважаю не только как очень талантливого писателя, но и как высокого профессионала, умело пашущего ниву писательства. Он всегда точно знал, что писать надо не для души, а это работа такая - писать.
Да и то, что сейчас необходимости нет, сказалось в заметном снижении качества произведений.
Умел не грешить - это круто!)))