Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

6 августа 2016 г. 14:02

403

4

Еще в школе Островский был одним из любимейших моих авторов русской классики и, наверное, любимым русским драматургом. Такие шедевры как "Гроза" и "Бесприданница" навечно врезались в мою память. Спустя много лет я решила познакомиться с произведениями Александра Николаевича, не входящимм в школьную программу.

Итак, "Василиса Мелентьева" - пьеса, написанная Островским в соавторстве со Степаном Александровичем Гедеоновым, видным историком и искусствоведом, между прочим, первым директором Эрмитажа в Петербурге. Сюжет пьесы уводит нас вглубь истории, во времена Ивана Грозного и опричников. Иван IV Грозный - самая одиозная фигура на российском престоле. При нем произошло немало завоеваний новых земель, были проведены многочисленные реформы, утвердилась абсолютная власть русского самодержца. Россия стала больше всей Европы. Однако Грозный прослыл жестоким и безжалостным правителем, не зря он получил свое прозвище. Чего стоят одни опричники, личный карательный орган царя, готовый по его приказу схватить, пытать и убить любого без суда и следствия. Одним из центральных персонажей пьесы стал Малюта Скуратов, глава опричников.

Мы видим очень жестокого, хитрого и беспринципного человека, пользующегося дурными наклонностями царя и обращающего кровопролитие к своей выгоде. Он отлично сознает, что без царя он ничто, у него нет богатой и родовитой семьи, нет друзей и связей. Царь возвысил его, а бояре возненавидели. Такой человек будет предан своему хозяину, невзирая на свою подлость. Грозный прекрасно понимал это и во всем полагался на Малюту.

С фигурой Малюты связан первый конфликт пьесы, конфликт публично-политический, тот, с которого начинается произведение. Это конфликт между троном и боярами, так сказать, между центром и субъектами. С одной стороны, мы видим старого полубезумного царя, казнящего благородных и смелых бояр. С другой, не стоит забывать о политической ситуации. Бояре - те же удельные князьки в перспективе, каждый со своей казной и со своим войском. Но на дворе 16-й век, государство, ослабленное феодальной раздробленностью, просто не выстоит на мировой арене. Грозный уничтожает наиболее влиятельных бояр, сосредотачивая власть в своих руках, в руках престола. Не зря он говорит: "да будет едино стадо и единый пастырь, един господь на вышних небесах, единый царь на всех землях славянских!"

Но гораздо большее внимание привлекает конфликт иного рода, конфликт "теремной", касающийся частной жизни Ивана Грозного. Не секрет, что царь был своего рода Синей Бородой земли русской, и что его часто сравнивали с английским королем Генрихом VIII (к дочери которого, Елизавете I, Грозный безуспешно сватался). И у того и у другого было по шесть жен. Но если история браков Генриха широко известна массам не в последнюю очередь благодаря многочисленным книгам и сериалам, то о женах нашего царя известно гораздо меньше. Начнем с того, что согласно православной религии жениться можно не более 3 раз. Но после кончины своей третьей жены, которая умерла спустя 2 недели после свадьбы, Иван женился в четвертый раз с разрешения духовенства. Не прошло и полугода, как новая жена разонравилась царю и была сослана в монастырь. Далее Грозный не спрашивал ни у кого разрешения на брак, поэтому ни одна из последующих его избранниц не могла считаться ни его женой, ни тем более царицей. И здесь мнения историков расходятся, сколько же еще девушек привлекли взор царя. Официальная точка зрения гласит, что их было две, неофициальная - четыре, но существование еще двух жен весьма сомнительно, упоминание их имен появляется лишь в непроверенных источниках. Именем одной из этих мифических "женищ" и названа данная пьеса.

Василиса Мелентьева - вероятная жена Ивана Грозного либо под номером 6, либо под номером 7. О ней говорится как о вдове, чья красота пленила стареющего царя на очень короткий срок. Конечно, если такая женщина даже и существовала, то быть законной женой самодержца она не могла, поэтому называлась "женище", то есть наложница. Так как никаких достоверных фактов о ней нет, Островский дал волю своему воображению и создал яркий, запоминающийся персонаж.

В пьесе Василиса - главная отрицательная героиня. Ее гложут зависть, тщеславие, похоть. Для того чтобы стать царицей, она готова пойти по головам своих соперниц. Даже всесильный Малюта Скуратов опасается Василисы. Жестокость и коварство вдовы противопоставляется добродетели и кротости действующей царицы Анны Васильчиковой. Но именно решительность и свободолюбие красавицы Василисы привлекают в ней царя. Она не грустит, не ноет, не страдает, впоследствии даже не боится царя и не пресмыкается перед ним. Василиса - своего рода шекспировская героиня, не зря язык пьесы напоминает творчество Великого Барда. Она - яркая звезда, в рамках теремной культуры, когда женщины практически не покидали своих комнат и никакого права голоса не имели, такая женщина берет свою судьбу в свои руки и неплохо, в общем-то, управляется. Прошлое Василисы в какой-то мере служит ей оправданием, она - сирота, была выдана замуж насильно за нелюбимого, рано овдовела. Деятельная и умная Василиса сравнивает себя с царицей и боярынями, чья жизнь полностью посвящена молитве и вышиванию, и выносит решение в свою пользу, справедливое решение.

Островский в своей пьесе безусловно хотел подчеркнуть традиционные женские добродетели: смирение, послушание, нежность, сострадание. Идеальная женщина полностью покорна отцу, брату, мужу. Она позволяет мужчине принимать за нее любые решения и никогда не вмешивается в его дела. Василиса Мелентьева - полная тому противоположность. Конечно, в глазах православного человека такая женщина должна понести наказание, которое и настигает Василису. Однако даже в контексте пьесы ее преступления ничто по сравнению с деяниями Грозного или Скуратова. Если пристально вглядеться в текст, то становится понятно, что абсолютно положительных персонажей нет, как нет их и в жизни. Хотя фигуры третьего плана частично вызывают сочувствие, та же мамка царицы, например.

"Василису Мелентьеву" будет интересно читать и поклонникам русской классической литературы, и любителям мелодрамы, и всем интересующимся историей родной страны.

В рамках Игры в классики