Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

4 августа 2016 г. 14:12

693

4.5 Человек между человеком и Богом

Очередной русский Букер*, который не нашёл своего читателя. Очередная премия книге, которая раскрывает сложную тему. В двадцать первый век, век технологий, говорить о религии - вряд ли можно было предсказать ей хоть какой-то успех. И, судя по отзывам читателей, она его не приобрела, зато приобрела Букер, так что не знаю даже win это или нет. Века идут, но народ по прежнему хочет хлеба и зрелищ, но никак не религии и философии, и как бы всё это не было замаскировано под любовную историю с необычной завязкой - это не спасает положения.

Депрессивное состояние людей один из героев книги объясняет просто - "безбожие". Человек потерял Бога, отверг его научно и ненаучно, занял его место другими вещами... но эти вещи не подошли на место Бога, так что полочка осталась пустовать. Пустота звенящая, значимая пустота, не дающая покоя. И что в таком случае делать? Ударяться в религию видится не рациональным откатом к средневековью, жить полностью без веры тоже ввергает в уныние - привык человек иметь за плечами всевышнего, нечто необъяснимое и потустороннее, определённый гарант из вне, на который можно списывать, на который можно надеяться и верить, когда логика отказывает и совсем совсем плохо.

Дальше — больше...

Вера - штука иррациональная. Тяжело верить в Бога разумом (более того, мне кажется, - не возможно), но погружаться в религию бездумно - приводит к средневековью. И это очень парадоксально. Тут нужен либо тонкий практически недостижимый баланс между разумом и верой, либо отвергнуть Бога полностью и верить в свой смартфон. Кажется, у Кьеркегора, которого я никак не могу дочитать, был ещё какой-то вариант развития событий...

В некоторых восточных религиях основное место в познании занимают личные практики. В западной традиции гораздо большую роль в познании играет медиум. В данном случае, в христианстве, роль выполняет духовный наставник. Между Богом и человеком становится ещё один человек. Возникает связь между двумя людьми на пути к Богу - об этой связи и есть один из ведущих мотивов книги. Как мне кажется, одна из идей Кучерской в том и есть, что возникающие связи между людьми нарушают связь с Богом, т.к. на пути создания связи Бог-человек, становится ещё один человек между и создаёт помехи.

Чем больше деталей, тем больше энтропия. Христианство обременено деталями и условностями, что фактически прямо говорит Кучерская в конце книги. По сути на пути познания Бога в христианской традиции перед человеком становится задача постижения религии, в результате чего сам Бог и его познание отходят уже на второй план. Кучерская это наглядно демонстрирует изменением фокуса у Ани.

Анна изначально фокусируется на своём внутреннем мире, ощущает его пустоту и понимает, что её надо заполнить. Она понимает, что это духовная пустота и следовательно её надо заполнить духовным - Богом. Анна обращается к религии (ибо в данном случае Бог познаётся через религию), но постепенно перефокусируется с Бога на медиума - священника, который в таком варианте познания необходим. Идёт время и священник уже из медиума превращается в цель, а религия становится лишь причиной или поводом - религия становится медиумом, общим моментом (в связи между Анной и Антонием). Интересно тут то, что сам Бог и духовное из итоговой картины вообще пропадают.

Небольшое лирическое или постмодернестическое отступление, не могу не побаловаться с формами.
Вообще, на волне всего моего постмодернизма (и в особенности "Символического обмена..." и "Мифлогий, как Барта, так и "Мифологии..." Грейвза) хочется побаловаться: раньше была религия, теперь у нас есть цивилизация; раньше был пост, теперь у нас есть ЗОЖ; раньше у нас были обряды, теперь у нас есть общественные обязанности; раньше у нас была аскеза, теперь у нас есть минимализм; раньше у нас были святые, теперь у нас есть звёзды кино и спорта; раньше была исповедь, теперь появились блоги и Инстаграмм, в которых человек выворачивает душу наружу всему миру. Религия осталась имплицитно в нашей жизни. От неё остались универсальные схемы и идеи, которые приобрели новый формат и оформление. Осталось в человеках мифологическое мышление, только перефокусировалось оно с мира потустороннего, на мир посюсторонний и предметы вполне осязаемые, но в чём-то выполняющие те же функции. Вспоминая Б.: раньше люди приносили жертву богам, чтобы было всё хорошо - выкупают свою жизнь чужой, теперь люди страхуют жизнь, отдавая кровные заработанные, чтобы жить в иллюзии безопасности. Раньше человек хотел выпить и он думал, что Бахус играет в нём, теперь же человек видит рекламу Бадвайзера и бежит его покупать, только теперь это называется свободой выбора (вольное переложение Паланика).

...и обратно к книге. Кучерская написала книгу о роли религии на пути познания (в широком смысле). В западной традиции религия становится неотъемлемым элементом на пути к Богу, превращаясь в итоге в путь бесконечный: главные герои книги как раз и останавливаются на этом пути, так и не дойдя до изначальной цели - очень показательный сюжетный ход. На этом пути непременно возникают медиумы, которые порой и становятся преткновением и конечной точкой пути. Разочарование в медиуме может стать разочарованием и в религии, и следовательно концом веры. Вера концентрируется на человека и с потерей веры в человека заканчивается духовное.

Кучерская обращает внимание и на некоторые противоречия между учением и формой, которое оно принимает. Это скорее даже не критика религии, а просто отстранённый взгляд на некоторые вещи, которые стали столь очевидными и затёртыми, что их уже никто не замечает.

Слова "вера" и "религия" часто сводятся к одному значению, их часто не различают. Роман Кучерской во многом крутится вокруг этих понятий. Стоит различать эти слова. Прямым текстом этого не сказано, но это моя личная интерпретация одного из мотивов романа, которая так и повисла после прочтения книги. Можно разочаровываться в людях, отвергать религию, но при этом не вязать с этим понятие веры.

Перечтение мотивировано Clickosoftsky и strannik102

Ветка комментариев


спасибо от имени валдайского клуба!


Присоединяюсь:)