Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 августа 2016 г. 00:42

211

4.5

О ПОЗНАНИИ НЕПОЗНАННОГО


Как же я люблю слово «познание»!.. Познавать – значит получать знания о чём-либо, искать истину и пытаться её объяснить. По-видимому, одна из самых отличительных особенностей человека разумного от существа неразумного заключается в умении осуществлять познавательную деятельность, то есть совершать ряд мыслительных операций, которые ведут к формированию субъективных умозаключений.

На мой взгляд, центральной темой романа является совершенный акт человеческой мысли – познание. Однако Станислав Лем даёт понять, что процесс познания всё-таки имеет определённые границы. Так, несмотря на тот факт, что автор рисует картину будущего, в котором люди научились строить мощнейшие корабли, способные перенести людей на далёкие от Земли планеты, человек не в силах познать две вещи.

№1. Бог, или высшее существо, или высший разум (именуйте, как вам удобно).
Существует ли он на самом деле? Если имеет место некая высшая сила, то в каком обличии её можно обнаружить? Как она будет проявлять себя – как доброе или как злое начало?

№2. Собственно сам человек.
Кто мы есть? На что мы способны? Как можем изменить мир и самих себя?

И если в первом случае познание непознанного направлено вовне, то во втором – внутрь, что подразумевает процесс самопознания, который, видимо, гораздо сложнее познания внешнего. Я думаю, автор хотел обратить внимание читателей на то, что познание (какие бы сложные задачи оно не решало) рано или поздно приведёт человечество к истине.

Человек отправился познавать иные миры, иные цивилизации, не познав до конца собственных тайников, закоулков, колодцев, забаррикадированных тёмных дверей.


Кстати, в интервью газете «Известия» от 03.02.2005 г. Лем говорит: «"Солярис" должен был стать вопросом о границах человеческого познания, а не психологической драмой типа "Преступления и наказания" в космосе».




О ВЫБОРЕ ГЛАВНОГО


Тема выбора пронизывает сюжет романа от начала и до самого конца. Чтобы выбрать главное, необходимо принять решение. Чтобы принять решение, надо расставить приоритеты. А что делать, если складывается ситуация, когда ранжировать от несущественного до значимого становится почти невозможно, поскольку человеку предоставляется возможность исправить ошибки, совершённые им в прошлом?

Лем вводит читателя в искушение – он предлагает примерить на себя роль главного героя. Чтобы задеть за самое живое, писатель переплетает тему выбора с темой любви. Именно по этой причине произведение затрагивает самые тонкие струны нашей души. И уже не одно поколение читателей задаётся вопросом: «Как бы я поступил(а) на месте главного героя? Кого или что бы я выбрал(а)?»

Извечная вера влюблённых и поэтов во всемогущество любви, побеждающей смерть, преследующие нас веками слова «любовь сильнее смерти» - ложь. Но такая ложь не смешна, она бессмысленна.





ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КОНТАКТОВ


Тема установления контакта с инопланетным разумом – самая яркая в романе. Хотя, на мой взгляд, она не является главной.

Собственно, тема контакта в итоге перерастает в тему конфликта, при этом каждый герой романа видит разрешение конфликта по-своему: кто-то пытается найти компромисс, кто-то решает жить здесь и сейчас, кто-то не выдерживает накала и добровольно уходит из жизни.

Герои «Соляриса» воспринимают первый контакт с внеземным разумом с чисто человеческой позиции, наделяя инопланетное существо людскими эмоциями и желаниями. Но что действительно хотел Океан? Безобиден ли он или всё же несёт разрушительное воздействие на человеческие судьбы?

Так или иначе, установление контакта было достигнуто, однако ни человек, ни Океан не не смогли достичь главного – понять друг друга. И в этом заключается трагедия романа.

Контакт, цель, к которой мы стремимся, так же туманна и нелепа, как житие святых, как приход мессии.