Больше рецензий

29 июля 2016 г. 01:04

2K

4

Эвальд Ильенков, последователь идей Маркса и Гегеля, блестящий ум своего времени, по достоинству оцененный как в нашей стране, так и за рубежом. Книга содержит анализ философских, эстетических и этических, идей немецких классиков и их практическую направленность.

Книга начинается с гротескно-обличительной зарисовки, эдакой сказки о мире, в котором господствуют одни лишь машины, а человек считается атавизмом, недалёкой, глупой машиной, возжелавшей, вместо самосовершенствования как самоцели, главенствовать над остальными машинами. Несмотря на кажущуюся нелепость, сказка это чрезвычайно точно описывает современное (к сожалению, до сих пор современное, а не только автору книги) капиталистическое общество, превращающее человека в ограниченную функцию производства и делающее его тем самым ничтожным и незначительным винтиком огромной машины, другими словами, убивающее в человеке всё подлинное человеческое, универсальное.

Во второй части (деление строго субъективно и в книге явно не выделено, исключая, разве что, разбиение на главы) подробно и предельно доступно – сделаем оговорку о том, что, как и любой философский или научный текст, эту часть книги приходится читать особенно вдумчиво – подана история философии, в каком-то объёме известная каждому человеку, когда-либо заканчивавшему вуз. Автор затрагивает Возрождение и Великую Французскую Революцию, однако основной упор, что вполне естественно, делает на рассмотрении философских учений Канта, Гегеля и Маркса (Ленин тоже упоминается). Демонстрируя сперва величие, а затем несостоятельность первой, философ, вслед за Гегелем, формулирует понятие диалектики и доказывает, что человеческое мышление работает в соответствии с открытыми диалектикой принципами. Затем на сцену выходит Маркс, заменивший идеализм Гегеля материализмом и получивший именно тот механизм мышления (с помощью напряжённого противоречия и свободного воображения, воспитанного одновременного и формирующего общественную культуры), который Эвальд Васильевич призывает использовать каждому, если только тот не хочет уподобиться бездумному механизму, действующему по готовым шаблонами и прописанным алгоритмам.

Школа должна учить мыслить!
Это не главный тезис всей книги, лишь один из них. Тем не менее этот лозунг хочется восклицать во всеуслышание, потому что, боюсь, со времён Ильенкова ситуация только усугубилась. Впрочем, как учит нас сам философ, здесь не восклицания нужны, не свод моральных законов, а создание общественных условий для благоприятного развития личности. Однако с крахом социализма стало не вполне ясно, как именно следует устроить подобное общество, и в чём заключалась ошибка наших предшественников. Вопрос, достойный использования воспеваемого в книге диалектического мышления. Тем не менее, это уже о проблемах насущных, вернёмся к поднятым в книге.
Одноимённая глава наглядно показывает, как все те идеи, что были разобраны и объяснены ранее, следует использовать на практике. О результатах применения некоторых из них, на тот момент уже давших плоды, упомянуто тоже. О том, куда мы скатимся и уже стремительно скатываемся, если этого не сделаем, также ярко продемонстрировано.

Заключение возвращает читателя к данной в начале притче, однако теперь уже без напускного веселья, а серьёзно и озабоченно, на основе всех предыдущих данных, формулирует главные выводы и замечает, на что в первую очередь в притче, и в жизни следует обращать внимания, как трактовать то или иное событие, в какой плоскости рассматривать проблему и под каким углом на неё взглянуть. И, главное, мыслить. Развивать собственную интуицию, собственное воображение, приобщаясь к всеобщей культуре, ко всему прекрасному, что было создано человечеством за всю историю его существования – живописи, литературе, музыке, науки и философии, – и обогащать эту культуру новыми формами, согласующимися с понятие Красоты.