Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

28 июля 2016 г. 22:35

745

4 Где мир, как и душа, остужен Покровом вечной мерзлоты....

Каждый раз, когда читаю такие книги , я снова и снова задаюсь вопросами :
Есть ли предел человеческой жестокости ?
Есть ли предел человеческим страданиям ?
Есть ли предел человеческой выносливости ?
И сама я смогла -ли бы всё это вынести и как ?
Когда : работа на 50-ти градусном морозе - это нормально;
16-ти часовой рабочий день в тяжелейших условиях - это нормально;
на завтрак кипяток и кусок хлеба - это нормально;
так называемые суп и второе - в одной тарелке - нормально;
ржавая селёдка, которая по бумагам идёт как мясо - нормально;
настоящая еда - только во сне - нормально;
убить за свитер - нормально;
не приглянулся конвойному - может запросто убить - нормально;
обморожения, дизентирия, дистрофия, цинга и т.д. - нормально;
бесконечные и нескончаемые вши - нормально;
побои и унижения от блатарей, от конвойных, от начальства - нормально;
Тут можно продолжать , ужасаться и снова продолжать. Тут практически каждая история, полная леденящего ужаса. И если и появляется лирическая нотка, то от этого не становится легче, потому что знаешь, чувствуешь, что ждать там доброго и светлого не приходится.
Конечно, чтение это не принесёт вам удовольствие, не порадует и не согреет духовно, но оно необходимо не только ради тех, кто это пережил, кто остался там, но и ради самих себя, чтобы не очерстветь душой, не потерять человеческое лицо и достоинство.

Дальше...


ПОЭТУ
В моем, еще недавнем прошлом,
На солнце камни раскаля,
Босые, пыльные подошвы
Палила мне моя земля.

И я стонал в клещах мороза,
Что ногти с мясом вырвал мне,
Рукой обламывал я слезы,
И это было не во сне.

Там я в сравнениях избитых
Искал избитых правоту,
Там самый день был средством пыток,
Что применяются в аду.

Я мял в ладонях, полных страха,
Седые потные виски,
Моя соленая рубаха
Легко ломалась на куски.

Я ел, как зверь, рыча над пищей.
Казался чудом из чудес
Листок простой бумаги писчей,
С небес слетевший в темный лес.

Я пил, как зверь, лакая воду,
Мочил отросшие усы.
Я жил не месяцем, не годом,
Я жить решался на часы.

И каждый вечер, в удивленье,
Что до сих пор еще живой,
Я повторял стихотворенья
И снова слышал голос твой.

И я шептал их, как молитвы,
Их почитал живой водой,
И образком, хранящим в битве,
И путеводною звездой.

Они единственною связью
С иною жизнью были там,
Где мир душил житейской грязью
И смерть ходила по пятам.

И средь магического хода
Сравнений, образов и слов
Взыскующая нас природа
Кричала изо всех углов,

Что, отродясь не быв жестокой,
Успокоенью моему
Она еще назначит сроки,
Когда всю правду я пойму.

И я хвалил себя за память,
Что пронесла через года
Сквозь жгучий камень, вьюги заметь
И власть всевидящего льда

Твое спасительное слово,
Простор душевной чистоты,
Где строчка каждая – основа,
Опора жизни и мечты.

Вот потому-то средь притворства
И растлевающего зла
И сердце все еще не черство,
И кровь моя еще тепла.

В. Шаламов

Лена Feana , спасибо тебе большое, что своей рецензией подтолкнула меня к скорейшему прочтению.

Ветка комментариев


Я бы еще этим к этим двум авторам добавила Лидию Гинзбург "Крутой маршрут": жизнь в лагерях глазами женщины - женщины, которая столько всего перенесла в лагерях и сумела выжить и даже вернулась к нормальной (но уже другой) жизни...


Оля, можно поправлю ? Евгения Гинзбург. Её читала, очень понравилось, а Солженицына пока нет.


Ой, я промазала мимо крестика(((

да, конечно, Евгения! Спасибо за поправку (на автомате Лидию написала)! Я помню, что ее книга меня особенно сильно впечатлила, может быть, потому что женский взгляд...


Ничего, Оля. А то я подумала, что ты обиделась .. ))


Нет, на что же тут обижаться? :)
А я поэтому и не очень люблю в комментариях отписываться, потому что то не туда напишу, то не то нажму - между делом как-то небрежно получается.


Просто знаешь, люди всякие бывают.. Хорошо, что всё хорошо.)) Окуджаву тоже взяла себе на заметку.


Не знакома с этим автором...


Я очень ценю книгу Гинзбург, но была разочарована, когда прочла свидетельства очевидцев (в частности, врачей в лагерной больнице) о расхождениях с фактами в её книге. При всем уважении это всё-таки, оказывается, художественное произведение, правдивое в общем, но не в частностях. И все равно её нужно читать в обязательном порядке.
В ту же копилку рассказ Окуджавы "Девушка моей мечты" о его матери, вернувшейся из лагеря. Несколько страничек, но очень сильный.


Я краем уха слышала, что факты могут не вполне верно быть отражены, но в целом книга произвела все-таки сильное впечатление. Когда-нибудь буду перечитывать Гинзбург, учту это, может, что-то почитаю из опровергающих текстов. Впрочем, у Солженицына тоже в "Архипелаге", говорят (и уже довольно настойчиво), много "неточностей". Наверное, если подходить к этим произведениям как к документу, то это важно и даже нужно выяснять по возможности, чтобы знать правду. Художественная книга несколько иначе может отражать действительность. Я читала эти все книги по программе когда-то, безоговорочно верила, потом урывками встречала опровержения, но не углублялась в эту тему.
Окуджаву не читала, буду иметь в виду это произведение, спасибо за совет!


Да, я ещё раз соглашусь, что книга Гинзбург очень сильная. Я, когда читала всю эту лагерную литературу и, так сказать, погружалась, то поняла для себя, что многого мы уже не узнаем - мало времени прошло, да и даже свидетели расходятся в показаниях из-за каких-то личных мотивов. Но буду ещё читать и изучать, конечно, это важно, надо только сил накопить... И, повторюсь, лучше всех сказал Шаламов. Не документально и подробно, как Архипелаг - а вот самую суть.


Согласна со всем сказанным: и мало знаем, и много чего не узнаем. А Шаламов показался вроде как человечнее, если сравнивать с Солженицыным (тоже уже повторяюсь, сказала это в другом комментарии).


Лена, спасибо за Окуджаву. Очень интересно. )