Больше рецензий

yukari

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июля 2016 г. 02:47

609

5 Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело

Книга впечатляющая и сильная, причем настолько, что вряд ли я рискну ее кому-то советовать. Трогательная в первой части и невыносимо пронзительная во второй, с четко выстроенной композицией, которая приводит к невероятному напряжению в финале. Причем книгу нельзя назвать мрачной или "темной", несмотря на то, что тема ужасов лагерной жизни и вообще ужасов жизни в ней присутствует, наоборот - книга очень светлая. Но опыт ее чтения легким не назовешь.

Сюжет: Иннокентий Платонов, житель Петербурга начала двадцатого века, замороженный в ходе эксперимента, возвращается к жизни в 1999 году. Гейгер - его врач, русский немец. Анастасия - возлюбленная Иннокентия. Остальные - второстепенные персонажи, фон, хотя некоторые из них особо важны по своему воздействию на судьбы героев как "маленький человек" Зарецкий или следователь Воронин; но сюжет ведут эти три голоса. Первая часть книги - дневник Иннокентия, который осваивает новую для него реальность конца двадцатого века и постепенно возвращает себе память и о прошлой жизни. Во второй части к его голосу добавляются дневники Гейгера и Анастасии. Постоянно чередуются, переплетаются между собой, иногда даже сливаются воедино впечатления разных времен.

Пересказывать сложно из-за этой особенности взгляда: суть не в событиях, и даже не в личном их переживании, а в деталях, в бесконечной любви и внимании к окружающему миру в его мельчайших подробностях. Это взгляд художника, но не только.

Самое главное, что я могу сказать об этой книге: это история о том, как видит мир человек, который уже умер. Да, обстоятельства сложились так ,что он воскрес - но перед этим он умер; соглашаясь на "заморозку" он не надеялся проснуться. Человек, который с одинаковым мягким и спокойным, ласковым даже каким-то, вниманием рассказывает и о вечернем чаепитии на даче, и о страшном морозном дне на Соловках. Как бы относился к жизни Лазарь, после того как воскрес? Может быть, именно так. Это взгляд на мир "с точки зрения вечности", с той точки зрения, в которой личные впечатления, переживания, память людей и людях и о мире не менее, а может быть и более, важны - и уж точно более реальны - чем войны и революции. "Бог сохраняет все".

Книга пронизана символизмом и взаимосвязанностью событий и деталей, и этот символизм не выглядит чем-то внешним по отношению к реальности, он не наложен на нее прихотью авторской мысли, а является частью ее природы: мир устроен так, что в нем все связано, все имеет начало и конец, все связано со всем.

Восхитительный язык, точный, богатый, образный, с памятью о русской культуре и живой современностью. Та точность, которая впечатляла меня и в "Лавре". Последние примерно сорок минут чтения потрясли меня настолько, что я, кажется, уже вторые сутки не могу это впечатление в полной мере осмыслить. По настроению, по внутреннему посылу - и по эффекту потрясения - книга напомнила мне произведения Михаила Шишкина ("Всех ожидает одна ночь", "Взятие Измаила"). Если не боитесь сталкиваться с вечными вопросами лицом к лицу, то читайте.