Больше рецензий

15 июля 2016 г. 14:30

359

Уважаемые читатели!
Если вы подумали, что вас ждет рассказ о повседневной жизни английской женщины XVII-XVIII в.в. – вы ошиблись (как и я, увы).
Автор рассказывает нам о проблеме женского образования в Англии в указанный период и об английских же предтечах феминизма. И это - ВСЁ. Мы даже не узнаем ни о конкретном содержании учебных предметов, ни о конкретных обязанностях женщины по дому (муж, кухня, дети – все это слишком общее).
Причем, у меня сложилось стойкое ощущение, что перед нами – не цельная работа, а просто сборник опубликованных ранее авторских статей (см.оглавление). Одни и те же сведения, одни и те же исторические лица упоминаются почти в каждой части книги – но в единую картинку они так и не складываются. Например, о произведениях, написанных Мэри Эстелл, мы узнаем в одной главе, о ее личной жизни – в другой, о ее учебном заведении – в третьей, об отношении к ней современников – в четвертой. И по подобному принципу нам рассказывают не только о ней.
Хорошо, о повседневной жизни английской женщины мы не узнаем почти ничего. (Именно женщины, а не заявленной «леди» - не нужно усматривать в этом моем замечании проявление снобизма. Просто «леди» - это женщина из высших кругов, а в указанный период – исключительно аристократка. Нам же рассказывают о женщинах почти всех классов.) Но уж об образовании-то можно было рассказать как-то более конкретно? Даже говоря о предметах, которые изучали особо продвинутые женщины, автор ограничивается всего лишь перечислением – история, математика, физика, архитектура. А что конкретно входило в программу каждого предмета? - об этом автор умалчивает. Более того, пренебрежительно отзываясь об ограниченных дамах, читающих французские романы, нам не называют ни одного автора этих романов!
Даже рассказывая о таких традиционных женских уроках, как рисование и музыка, автор совершенно не углубляется в темы – каким видам живописи обучали чаще всего, игра на каких музыкальных инструментах была популярна в тот или иной период, какие музыкальные произведения чаще всего разучивались (в одном только месте нам обмолвятся, каким танцам обучали девушек). Перечисляя «рукодельную» программу одного из пансионов, нам не считают нужным упомянуть, где потом могли использоваться полученные навыки. Не говоря уже о том, что совершенно не говорится о том, какой именно «вышивке» обучали девочек - вот лично я знаю, что вышивка бывает самая разная, и наверняка люди из разных социальных слоев обучались различным техникам и видам вышивания (и такая статистика абсолютно точно существует – она мне уже несколько раз встречалась в разных источниках). И разве не интересна была бы статистика, сколько могла заработать девушка из малообеспеченной семьи на своих навыках белошвейки, к примеру? – но таких данных в книге нет.
Особенно сильно раздражают постоянные отсылки автора к выводам других исследователей. Да, она честно признается, что в отечественной науке нет существенных наработок по этой теме, и свою книгу она построила на работах зарубежных исследователей – все это вполне естественно. Но зачем же в каждом абзаце упоминать имена этих ученых – неужели так сложно сделать сноски?
Увы, цена издания совершенно не соответствует качеству содержания.
Как-то бледновато для издания, выпущенного под эгидой Российской академии наук.
Единственное достоинство данного издания – публикация на русском языке презанимательнейших сочинений маркиза Галифакса, Джонатана Свифта и Даниэля Дэфо.